Размер шрифта
-
+

Расследование загадок науки. Сто лет тому вперёд - стр. 9

Раньше это было весьма распространено, целый институт юродивых существовал, то есть явление, в общем-то, известное. Интереснее здесь другое – что в таком тран-совом состоянии включаются неведомые телесные резервы, и человек становится способен на такие силовые подвиги, на которые не способен в обычном состоянии. И не только силовые – люди себя протыкают и жгут, а крови никакой нет, боли нет, ожогов нет. Знаменитое танцевальное хождение по углям босиком в Болгарии – действие того же рода: если правильно не настроишься, не войдешь в транс, выйдешь с угольной дорожки с волдырями на ступнях, воняя горелым мясом. Транс – это совершенно другое в физиологическом плане состояние организма!

При этом феномен меряченья имеет свою специфику и встречается только на севере. У него много разновидностей и особых, отсылающих именно к северу, названий – зов Полярной звезды, арктическая истерия, полярное бешенство. Человек, коего настигало вдруг это внезапное умственное помешательство, терял разум и мог становиться буйным, а чаще просто бежал сломя голову в сторону магнитного полюса или Полярной звезды.

Такие эпизоды отмечал у экспедиционеров и матросов еще Руаль Амундсен. Феномен был открыт давно, а после революции большой любитель такого рода «потусторонних штук» Глеб Бокий – чекист и мистик, мечтавший создать советскую Аненербе[1], – даже посылал экспедиции на север для изучения меряченья. И занимались изучением феномена такие известные люди, как академик В. Бехтерев, знаменитый доктор А. Барченко… Позже, во время сталинских репрессий, Барченко вместе с Бокием были арестованы и расстреляны, а материалы экспедиции, по всей видимости, пропали в недрах ОГПУ.

Ой, интересное это было время – начало ХХ века, достойное отдельной книги! Люди увлекались оккультизмом, спиритизмом, мистицизмом, шамбалами всякими, Тибетом – причем по всей Европе. И русский царь, и Рерихи, и ранние большевики, и потом гитлеровцы с их экспедициями в Тибет… Казалось, все и вся было тогда пропитано мистическим интересом к востоку, и через увлеченных людей эта взрывная волна добила даже до конца ХХ века. Например, моя добрая знакомая, вполне официальный кандидат медицинских наук, нейрохирург Галина Шаталова 1916 года рождения, которая выросла аккурат в то время, будучи уже старенькой, всерьез рассказывала мне о тибетских махатмах и их посланиях. Думается, влияние восточных мистических учений на историю и весь облик ХХ века еще ждет своего исследователя…

Поэтому нет ничего удивительного, что сам великий Бехтерев пытался найти научные объяснения телепатии и гипноза. А доктор Барченко, помимо древних восточных практик и оккультизма увлекался идеей мировых ритмов, полагая, что системную цикличность можно обнаружить в эпидемиологии, геологии, экономике, психологии массового поведения… Если памятливому читателю сейчас в голову пришла фамилия Чижевского из той же эпохи с его солнечными одиннадцатилетними циклами, влияющими на людей, я согласно кивну и пообещаю, что циклам и ритмам нам в этой книге еще придется уделить время и место по ходу изложения, а пока не станем отвлекаться от шаманов севера и их связи с электромагнитными явлениями.

Страница 9