Размер шрифта
-
+

Расцвет и крах Османской империи. Женщины у власти - стр. 41

они уже носили кафтан. Те, кто не был переведен в вышеуказанные палаты, в дальнейшем отправлялись в бёлюки сипахи или силахдара, которые входили в состав дворцовой кавалерии. При этом если молодые люди из Большой палаты могли переходить в бёлюки сипахи или силахдара, то из Малой палаты выходили только в бёлюки силахдара>15. Во главе Большой палаты стоял дворцовый староста (сарай кетхудасы), который назначался из «белых» евнухов и имел необходимый опыт и образование для обучения юношей в этой палате. Одновременно он считался также старшим должностным лицом Военной палаты. Малую палату возглавлял человек из «белых» евнухов более низкого ранга; его называли палатным старостой (ода кетхудасы). В Большой и Малой палатах имелось также 12 человек в ранге халифе, которые пользовались большим уважением. Эти 12 халифе занимались у преподавателей, которые приходили извне. Одновременно эти халифе сами обучали по пять-десять мальчиков>16. Число мальчиков, одновременно обучавшихся в этих палатах, в XVI в. составляло 100 человек в Большой палате и 60 – в Малой. Временами это число менялось; в XVII в. количество мальчиков в Большой палате достигало 258>17. В связи с прекращением набора христианских мальчиков Большая и Малая палаты вместе с организациями дворцов Ибрагим-паши, Галатасарай и Эдирне окончательно были ликвидированы в 1675 г.

В Палате сокольничего (доганджы когушу) обучалось 40 ичогланов, носивших кафтан, что отличало их от доламали. Глава этого когуша – доганджибаши – отвечал за охотничье хозяйство султана и за организацию его охоты. При повышении по службе он мог перейти в Особую палату (хасс ода). Палата сокольничего также была ликвидирована в 1675 г.>18

Военная палата (сеферли когушу / сеферли одасы / хане-и сеферли) была создана в 1635 г., в годы правления султана Мурада IV, который перевел в этот новый когуш часть мальчиков из Большой палаты. Первоначально они отвечали за хранение и стирку вещей, находившихся в Эндеруне. Одновременно они стирали и приводили в порядок одежду и головные уборы, а также молитвенные коврики самого султана>19. Позже в этом когуше стали обучать различным практическим занятиям, а также искусству и литературе. Здесь молодые люди продолжали свое обучение, они могли стать музыкантами, певцами, скрипачами, мастерами борьбы, парикмахерами, смотрителями бань>20. Здесь же жили немые шуты и карлики султана; у них также имелась своя структура.

Выпускники Военной палаты при выходе из Эндеруна с высоким ежедневным жалованьем назначались в бёлюки сипахи.

Страница 41