Раса, язык и культура - стр. 23
В целом ряде исследований изучалось и умственное развитие детей-мулатов. Однако я не считаю эти работы убедительными, поскольку обнаруженные различия незначительны и, кроме того, они недостаточно учитывают замедление развития, связанное с менее благоприятными социальными условиями. Большие сомнения вызывает и значимость некоторых различий в устойчивости к патогенным факторам, наблюдаемых у разных рас. С общебиологической точки зрения представляется, что вероятность неблагоприятного влияния смешения рас очень низка. Анатомические различия между расами, которые мы здесь рассматриваем, в лучшем случае очень незначительны и уж точно меньше, чем у разных рас одомашненных животных. В случае одомашненных животных при скрещивании столь же близкородственных рас, что и человеческие расы, не наблюдалось снижения жизнеспособности. Поскольку человек анатомически должен рассматриваться как вид высокой степени одомашненности, можно ожидать, что и для него будут характерны те же параметры, и тогда по аналогии нет оснований предполагать наличие каких-либо неблагоприятных последствий.
Следует обратить внимание на своеобразное состояние общества во всех тех регионах, где исходное коренное население составляет значительную часть современного населения. Во всех подобных случаях мы наблюдаем преемственность традиций, восходящих к доколумбовым временам. Возможно, древние религиозные представления и значительная часть устной традиции народа были утрачены, а их место заняли идеи, завезенные из Европы. Тем не менее до наших дней дошло огромное количество старых обычаев. В этом можно убедиться, изучив жилища и домашнюю утварь в Мексике и Перу. Совершенно очевидно, что в этих случаях сохраняется древняя традиция, и этот факт лишь свидетельствует о той огромной силе консерватизма, связывающей современных людей с их прошлым. Неудивительно, что в этих случаях препятствий для распространения современных идей гораздо больше, чем в тех группах населения, которые берут свое начало исключительно от европейцев. Тем более что европейский иммигрант полностью порывает со своим прошлым и развивается в новых условиях и в соответствии с новыми стандартами мышления.
Исследование идей и верований американских негров дает дополнительную пищу для размышлений. К сожалению, этому вопросу уделяется очень мало внимания, и вряд ли можно однозначно сказать, какие условия наблюдаются в различных частях континента. Однако совершенно очевидно, что негры в силу своей обособленности сохранили многое из того, что они принесли с собой из Африки. При этом преемственность в быту отсутствует, так как дома, домашняя утварь и другие предметы заимствованы от европейцев, а вот многие древние предания и религиозные представления, видимо, сохранились, правда, оказались в значительной степени изменены в силу американского образа жизни. Вследствие того что племена Африканского побережья долгое время находились под влиянием португальской цивилизации, произошла определенная ассимиляция негритянских представлений, и, по всей вероятности, именно этим объясняется сходство мировосприятия американских негров и индейцев Латинской Америки в той мере, в какой они восприняли идеи, завезенные испанцами и португальцами в XVI–XVII века.