Радость, словно нож у сердца - стр. 53
– Однако мы, кажется, говорили о взаимодействии?
– Таким образом, вы обращаетесь с нами точно так же, как мы предположительно обращаемся с коровами, овцами и свиньями? С учетом того, что вы уже сделали с Землей, утверждение представляется мне довольно точным. Единственное, что меня беспокоит, – видите ли, коров со свиньями мы убиваем и едим.
– Стараясь при этом не думать об их страданиях.
– Ну и в чем вы здесь лучше нас? – Она уронила тост обратно на блюдце. – Знаете, я еще не решила. Насчет того, чтобы выступать от вашего имени.
– Да, однако я не успел еще предоставить вам достаточно информации относительно природы нашего Вмешательства.
– Будем считать, Адам, что вы меня дразните и что я ее должна заслужить.
– В основе взаимодействия, – сказал Адам, – лежат определенные философские воззрения. Учитывая, что люди способны к состраданию, как вышло, что оно столь легко сдалось на милость экономической эффективности? Или, если так для вас будет понятней, какое духовное воздействие оказывает на вид и его цивилизацию отчуждение чувства сострадания?
– Духовное воздействие?
– Хорошо, философское.
– Ну, я бы предположила, что мы приобретаем способность избирательно включать и выключать это чувство. Но это происходит не коллективно, а на индивидуальном уровне, пусть даже рамки определяются культурными авторитетами и табу.
– Примером являются этические возражения вегетарианцев против употребления в пищу мяса.
Сэм фыркнула.
– Знаете, когда вегетарианец говорит, что не ест мяса, потому что ему вкус не нравится, я не возражаю. Вкус – это личное дело и неотчуждаемое право каждого. Но вот этической аргументации я терпеть не могу. Земледелие уже уничтожило и продолжает уничтожать больше видов дикой природы, чем охота или убийство домашних животных. Погибшие звери попросту исчезают с глаз долой, а то, что мы их даже не едим, в некотором смысле даже более возмутительно. После этого жаловаться на жестокое обращение с домашними животными – не более чем софистика.
– Даже несмотря на антигуманные практики современного промышленного животноводства?
– Тогда это все то же избирательное сострадание, – сказала Сэм. – Обличать бойни и мегафермы, при этом жрать соевую пасту, ради которой вырубили еще один участок амазонских джунглей.
– Согласен, – сказал Адам. – Не следует ли нам вернуться очередной раз к понятию «взаимодействия»?
– Вернемся, – откликнулась Сэм и отхлебнула кофе. Все еще невозможным образом остававшийся горячим. – Но просто для вашего сведения, вот вы ввели мне этот – как вы его назвали? – нанокомплекс. И поскольку моего позволения вы не спросили, я себя сейчас чувствую как теленок, которого обкармливают гормонами и антибиотиками.