Работа над ролью
1
«Работа над ролью» на материале «Горя от ума» печатается по третьей редакции рукописи, хранящейся в Музее МХАТа.
2
Память на пережитые чувствования; запечатлевает не самые факты и обстановку, а душевные чувства и физические ощущения, их сопровождающие. В начале 30-х гг. определение «аффективная» было заменено Станиславским на «эмоциональная», как более точное.
3
На этом рукопись обрывается; на карточке пометка Станиславского: «Не окончено».
4
Здесь Станиславский предполагал дать перечень фактов, характеризующих прошлую жизнь героев «Горя от ума».
5
Неравный брак (фр.).
6
В пьесе это имя не упоминается, по-видимому, имеется в виду Е. М. Кологривова, родственница генерала А. С. Кологривова, у которого Грибоедов служил в 1814 г. в Брест-Литовске в качестве адъютанта, а некоторые лица из его окружения, послужили прототипами для героев пьесы.
7
Раздел, как и многие другие, не был написал.
8
В этом месте рукописи имеется пометка автора: «Неполно, мелко, односторонне. Разве эстетическая плоскость только в декорациях?»
9
Имеется в виду спектакль по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» (премьера 3 декабря 1914 г.), в котором В. Ф. Грибунин исполнял роль Фурначева.
10
От фр. сhiffre – зд.: вензель, знак отличия, составленный из инициалов, которым награждались воспитанницы института благородных девиц, отлично окончившие курс.