Размер шрифта
-
+

Пылающий символ. Том 2 - стр. 17

– Повторяю вам, упрямая женщина, – епископ начал сердиться, – Животворящий Крест был обретен Святой Равноапостольной царицей Еленой.

– А я и не спорю, – миролюбиво заметила Нинель Николаевна. – Но это случилось уже после того, как по приказу иерусалимского епископа разрушили языческие храмы и срыли половину Голгофы. Вот тогда, по свидетельству древних историков, Елена разглядела в горе ступени, спустилась вниз и оказалась в заброшенной каменоломне или цистерне, куда в дождливый сезон горожане запасали воду. Там она обнаружила несколько перекладин[12] от крестов. Среди них была одна, которая хорошо сохранилась. Так что никаких проверок на мертвецах она не устраивала[13].

– Вы неверно трактуете ключевые события христианства, – сдержанно проговорил епископ.

– А у нас только два пути: рассматривать более или менее реальные факты, что мне как ученому нравится больше, либо придерживаться христианской трактовки, которая ничего общего с реальностью не имеет.

– Реально то, и вы с этим не поспорите, что главной заслугой императора Константина и его матери, царицы Елены, был созыв Вселенского собора в Никее[14]. Их деятельность положила начало строительству истинно христианской империи.

Выслушав епископа, Нинель Николаевна безапелляционно заметила:

– Нет никаких сомнений, что всеми действиями Константина руководила его мать.

– В таком случае возникает вопрос, – вмешалась Элина. – Почему Святая Елена выбрала христианство? Ведь на роль государственной религии претендовал культ Юпитера или, например, Sol Invictus[15]. Любая из этих религий могла стать приоритетной.

Епископ отчетливо произнес:

– В Евангелии от Иоанна записаны слова Христа: «Видевший Меня, видел Отца». Последовав за Христом, вы придете к Богу. Последовав за иными, к кому придете? Будет ли это Бог?

– Если позволите, я изложу свою точку зрения, возможно, несколько прагматичную, – вмешалась профессорша. – Равноапостольная царица Елена, как и я, была реалисткой. Она задавала правильные вопросы и сама на них отвечала.

– Любопытно послушать… – обронил Чезарини.

– Полагаю, что вопросов, как и ответов, было всего четыре. Первый и самый главный – экономический. Христианство не требовало приношения жертв, и это нравилось людям. Они видели, что христиане, у которых бог не требует жертв, живут ничуть не хуже других.

– Так-так… Что еще?

– Второй решающий фактор – широкое распространение христианства. К тому времени треть населения Римской империи уже были христианами.

– Ну, это всего лишь статистика, которая ни о чем не свидетельствует.

Страница 17