Пятидесятница (день Святой Троицы) и сошествие Святого Духа. Антология святоотеческих проповедей - стр. 12
Евангельское чтение на праздничной утрене (Ин. 20: 19-23) рассказывает о как бы «предварительном» даровании Христом, по Его Воскресении, апостолам Святого Духа – через дуновение. Такое дарование Духа дало ученикам Спасителя духовную силу священнодействовать.
Апостольское чтение на литургии содержит рассказ о самом событии сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2: 1-11).
Евангельское чтение на литургии (Ин. 7: 37-52; 8: 12) содержит обетование Христа о скором ниспослании всем духовно жаждущим утоляющей их благодати Святого Духа; эта благодать, в свою очередь, должна излиться – через воспринявших ее христиан – и на весь мир.
Устав праздничного богослужения Пятидесятницы довольно своеобразен. Собственно служба Троицына дня строится по вполне привычной схеме праздничного всенощного бдения. Однако к литургии праздника Пятидесятницы сразу же присоединяется вечерня, раскрывающая смысл следующего богослужебного дня – дня Святого Духа, именуемая еще «вечерней коленопреклонения».
Дело в том, что по существующему церковному уставу от четверга Страстной седмицы и до дня Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы (за исключением поклонов на Страстной седмице перед плащаницей Христовой). Не преклоняются колени и во время основного праздничного богослужения Пятидесятницы. И лишь в конце службы, фактически после ее завершения, все присутствующие в храме впервые становятся на колени и священник читает длинные коленопреклоненные молитвы.
Почему же именно в такой значимый и радостный праздник устав требует этого от христиан? Неужели Пятидесятница воспринимается еще и как время сугубого покаяния и самоуничижения? Нет, смысл коленопреклоненных молитв совсем в другом. Как известно, пасхальный период в целом – время особой светлой радости, когда христианину, искупленному распятым и воскресшим Господом Иисусом, следует ликовать, а отнюдь не уничижаться. День же сошествия Святого Духа на апостолов – также радостный и святой – есть время, когда радость эта обретает несколько иное звучание, другой оттенок. Пятидесятница – день, когда апостолы, а вслед за ними и все христиане, подлинно научились тому, как им отныне надлежит молиться Богу: в благодати и истине (ср. Ин. 1: 14), прославляя Его за ниспосылаемые человеческому роду милости. Именно через преклонение коленей все верующие в православных храмах учатся в этот день, как некогда апостолы, подобной – совсем новой, смиренной и очень личной, тихой и духовно глубокой – благодарности Богу за все Его дары. Ради этого они и становятся теперь на колени: не столько для покаяния и самоуничижения, сколько в знак кроткого и в то же время возвышенного ликования, в знак торжествуемой ими просвещенности Светом Божественной Истины – Светом, некогда видимым образом сошедшим на апостолов и всю Церковь в благодатном пламени Пресвятого Духа.