Пути Церкви - стр. 29
Что же мы находим в Евангелии? Там вообще не присутствует идея государственной власти. Христос живет в мире, который не хочет ничего знать о Риме, о государстве. Рим далеко. Только один раз Христос говорит, что надо платить подать, отдавая Богу Богово, а кесарю кесарево. Но это не просто налог, а дань, которую платили иудеи завоевателям, – это не было гражданской проблемой, а проблемой отношения к иноземному завоевателю.
Апостол Павел в своих Посланиях чем-то напоминает Достоевского: известно, что Достоевский природу почти не чувствовал, и многие знавшие его говорили, что его больше всего интересует мир человека, что он дитя города.
И в самом деле, если многие писатели, например, Толстой, Бунин, или Пастернак, уделяют огромное внимание природе как части повествования, то у Достоевского все происходит в человеческом мире, на мрачных, фантастических улицах Петербурга. Таков же и апостол Павел; когда он с чем-то сравнивает свои тезисы, он говорит о городской жизни: о толпах на улице, о спортивных состязаниях, о работе гончара в мастерской.
А Евангелие? Оно сразу нас переносит из душных городов в сельские местности Палестины. Вы помните евангельские притчи? Какие в них образы? Это сеятель, рыбак, виноградарь, жнец, пастух. Здесь совсем другой мир. А какие проблемы? Проблемы отношения с самарянами, жившими в северной Палестине, проблема фарисеев и Закона – что можно употреблять в пищу, чего нельзя. То есть те проблемы, которыми жила Иудея евангельских времен, а не Средиземноморье Римской империи.
Значит, Евангелия доносят до нас подлинную традицию Иерусалимской Церкви, которая дословно передает изначально запомнившееся им слово и дело Христово. Более того, мы можем сказать, что эллинистические, грекоязычные читатели уже не все понимали, и авторам Евангелий надо было объяснять некоторые, арамейские слова, которые приводит Иисус, а также некоторые восточные обычаи, которые им незнакомы.
Эта удивительная особенность Евангелий есть доказательство их глубочайшей достоверности и связи с материнской почвой. Но именно эта весть о Христе, пришедшая из глухого сельского уголка Римской империи, начинает завоевывать мир.
Однако создавшаяся Церковь – это не только союз единоверцев и не только мистическое явление Духа, а это и некая организация. Когда она начинает формироваться, разумеется, возникают трудности. И после писаний Нового Завета мы встречаем уже в I же веке Послание Римского епископа Климента – первого Папы Римского, который обращается уже из столицы Империи к жителям христианского Коринфа и призывает их жить мирно и не конфликтовать, поскольку у них возникли какие-то трения.