Размер шрифта
-
+

Пути Церкви - стр. 19

.

Это действительно слова, которые можно было бы поставить эпиграфом к жизни Павла. Потому что он совершил действительно великие подвиги в немощи. Приступы этой болезни неоднократно клали его надолго в постель. И, как он пишет о членах своих общин: «Вы готовы были отдать мне глаза свои»[21] (возможно, у него была болезнь глаз), – значит, он умел быть благодарным, умел любить.

Когда Павел появился на общественном поприще? Это было в районе 40 года нашей эры. В городе Антиохии совершился первый крупный социальный поворот в христианской общине. Сейчас на месте Антиохии, недалеко от побережья, просто небольшая арабская деревушка. Но тогда это был гигантский промышленный и культурный город с полумиллионным населением со всех концов мира.

Там образовались первые христианские общины из иудеев и эллинов, то есть людей, говоривших на греческом языке, – это были сирийцы, греки, италийцы, что создавало определенные трудности, потому что впервые возникала проблема различных обычаев. Например, иудеи не употребляли свинины (как впоследствии мусульмане), а греки ее всегда ели с удовольствием. Надо было решать в чью-то пользу. Ведь люди жили вместе, общины были очень сплоченными, часто они совершали священные трапезы вместе, и им надо было решать, как в этом случае быть.

Были самые различные мнения. Например, такое: каждый христианин, если он обратился из язычества, должен сначала принять иудейство и всю систему его обрядов, и тогда уже принимать крещение. Были и другие мнения. Короче, Антиохия стала местом первого кризиса Церкви.

В Антиохии в это время находился Иосиф Варнава, который, наблюдая за этим смятением, понял, что нужно вызвать Савла, который здесь может оказать большую помощь. Он отправляется пешком в Тарс, находит Савла и вместе с ним возвращается в Антиохию. Савл становится одним из руководителей первой смешанной христианской общины.

Надо сказать, что именно в Антиохии верующие во Христа, назаряне, стали называться христианами. Возможно, как полагают историки, так их называли «полицейские» (от греческого слова полицеиа – «государство», то есть «государственные служащие»).

Почему? Потому что каждая этническая группа в составе Римской империи имела определенные права и законы. Ведь кто были христиане? Если они были иудеями, то у них были одни права, если это греки – то у них другие права. А кто такие последователи Христа? Какой-то третий вид. Тогда власти, очевидно, и придумали это название – христианои – «христиане», от слова «Христос». И довольно скоро сами верующие стали себя так называть. Но в Новом Завете это слово почти не упоминается.

Страница 19