Размер шрифта
-
+

Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро - стр. 36


Вход на станцию осуществляется через первый этаж здания института «Ленметрогипротранс», на месте которого некогда существовал двухэтажный дом церкви Владимирской Божией Матери (архитекторы Александр Пель, Василий Геккер, Федор Соловьев и Николай Никонов). Новая постройка стала четырехэтажной со скошенным углом и установленными в его нише дорическими колоннами. Того же типа полуколонны должны были украшать плоскости стен по Большой Московской улице и Кузнечному переулку но потом это оформление заменили более простой рустовкой[2].

Отказались и от рельефов с буквой «М» по обе стороны от арки портала.

Дом «Ленметрогипротранса» вплотную примыкает к стенам Кузнечного рынка. Это обстоятельство не могло не способствовать теме оформления. «Владимирская», как в унисон твердили советские газеты 1955 года, посвящена «росту благосостояния советского народа». Вот почему в эскалаторном зале над балюстрадой стену украшает мозаичное панно «Изобилие» (художники-монументалисты Андрей Мыльников, Александр Королёв и Владимир Снопов).

Примечательно и само здание Кузнечного рынка. Оно было построено в 1922–1927 годах на месте, до революции принадлежавшем Владимирской церкви и занятом складами и дровяными сараями.

Приземистое здание рынка построили по проекту архитекторов Сергея Овсянникова и Арсения Пронина. Особое внимание уделено центральному входу с выделенными четырьмя рустованными колоннами. По бокам выделяются две мощные мужские фигуры рабочего с молотом и крестьянина с серпом и снопом. Все уже давно привыкли к тому что производственный труд символизирует мужчина, а крестьянский – женщина. Эта символика идет с 1937 года от Веры Мухиной, создавшей знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», которая завоевала Гран-при на всемирной выставке в Париже.

«Владимирская» в 2000-е годы стала объектом культурного наследия, состоящим под государственной охраной.


Устройство Владимирской площади, долгое время остававшейся безымянной, было запланировано в 1739 году. В докладе Комиссии о Санкт-Петербургском строении говорилось: «посреди тех придворных команд мест (Дворцовой слободы. – Прим. автора), где Литейная и, позади набережных по Фонтанке дворов, перспективная улица (Загородный проспект. – Прим. автора) сойдутся вместе, сделать торговую площадь, на которой против обеих этих улиц построить церковь».

История Владимирской церкви началась в 1746 году, когда служитель Дворцовой слободы Фёдор Якимов устроил церковь с походным иконостасом, правда, не на площади, а в своем доме на углу современных улицы Марата и Колокольной улицы. Через два года на площадь была перенесена из Литейной части деревянная церковь, которую 25 августа 1748 года освятил во имя иконы Владимирской Божией Матери архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Феодосий (Янковский).

Страница 36