Размер шрифта
-
+

Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро - стр. 20


На площади Стачек одно время стояли еще два памятника – Владимиру Ильичу Ленину и Васе Алексееву. Обе скульптуры создал Матвей Харламов. Комсомольского вожака установили в 1928 году, а вождя революции – в 1931-м. В. И. Ленина, в связи с реконструкцией площади, перенесли на улицу Швецова к дому № 23 в 1940 году, а Васю Алексеева четырьмя годами ранее – в парк имени 9 Января.


Память об этом трагическом дне года сохранена во фрагменте мостовой перед Нарвскими воротами и в панно, украсившем через шестьдесят лет после событий 1905 года брандмауэр дома № 2/2 по проспекту Стачек. Его создавала группа студентов ВХПУ имени В. И. Мухиной (нынешней академии имени А. Л. Штиглица). Проект росписи разработал выпускник Рифкат Багаутдинов. Панно показывает три этапа борьбы: занятие подпольных кружков молодых марксистов, распространение революционных идей и, наконец, решающий – штурм Зимнего дворца.

Очень примечательна центральная фигура панно! Фактически это творческое переосмысление «Большевика» Бориса Кустодиева, знаменитого полотна, хранящегося в Русском музее.


Проспект Стачек, 2/2


Небезынтересно вспомнить, что написанный Кустодиевым в 1920 году «Большевик» стал также переосмыслением его же работы 1905 года. Тогда, в год расстрела мирной демонстрации в Петербурге, в год поражения России в русско-японской войне, в год кровавого подавления восстания на крейсере «Очаков», художник создал рисунок «Вступление». На нем огромный скелет шагает по городам России, символизируя смерть.

Гигантский «Большевик» 1920 года тоже шагает через город семимильными шагами с развевающимся в руке флагом. Но если во «Вступлении» скелет идет по окраинам, через баррикады, то большевик вознесся над купеческими домами и особняками. То и другое весьма символично, тем более что у ног скелета и большевика – масса людей, кажущихся лилипутами.

Кустодиев воплотил в образах «героев» свой символ веры. Он увидел результаты объявленных царем в 1905-м свободы и большевиками в 1917-м равенства и братства. Ведь его большевик, идя через толпы людей, надвигается на церковь, купол которой едва достает ему до подбородка. Правда, в 1920-м, в год написания полотна, церкви еще не трещали под сапожищами…

«Большевик» на площади Стачек, кажется, вобрал в себе символические черты обеих кустодиевских работ. Здесь – борьба и смерть за идею, покачнувшийся, но все же, слава Богу, устоявший символ империи – Александровская колонна с ангелом и крепкий символ новой государственности – дымящие фабричные трубы. Только люди в нижней части произведения на лилипутов уже не похожи.

Страница 20