Путеводитель по святым местам России - стр. 16
История почитания
Через кельи Кирилло-Белозерского монастыря прошли многие русские святые, основавшие затем собственные обители. Преподобный Кирилл был учеником, притом одним из лучших, великого Сергия Радонежского. Он нес свое духовное служение в московском Симоновом монастыре – сначала иноком, затем игуменом.
В период иночества Кирилла, когда игуменом Симонова монастыря был племянник Сергия Радонежского Феодор, непрерывные ночные молитвы, многомесячные посты, когда Кирилл сидел лишь на воде и хлебе, довели его до полного истощения. Однако он радовался этому умерщвлению плоти, хотел даже принять на себя подвиг юродства.
После девяти лет иночества Кирилл стал священником, а в 1390 году, когда Феодор был избран архиереем на престол Ростовской епархии, – стал настоятелем Симонова монастыря. Но его настоятельство длилось недолго – Кирилл вновь затворился в своей келье с целью предаться безмолвию. А между тем известность его росла.
Однажды во время молитвы он вдруг услышал голос Божией Матери, которая велела ему идти на Белое озеро, сказав, что там она приготовила ему место для его подвижничества.
Кирилл, повинуясь внутреннему зову, открыл окно кельи и увидел огненный столп на севере – там, куда его звала Богоматерь.
Вместе с монахом Симонова монастыря Ферапонтом Кирилл, которому в ту пору было шестьдесят лет, отправился на Белое озеро. После долгих поисков в чаще леса, окруженной водой, он нашел место, которое указала ему Богоматерь. Тут же был поставлен крест. Так в 1397 году началась история Кирилло-Белозерского монастыря.
Вторая часть названия обязана Белому озеру, возле которого стоит эта обитель, первая – Кириллу Белозерскому, одному из величайших святых Древней Руси, основателю монастыря.
Какое-то время пробыв с Кириллом, Ферапонт покинул его и основал собственный монастырь в пятнадцати верстах от того места, известный как Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь. Кирилл, оставшись один, вырыл себе земляную келью и стал здесь жить, молясь и предаваясь посту.
Постепенно стали собираться ученики – сначала это были два местных крестьянина, потом пришли два инока Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря.
Первая деревянная церковь была поставлена во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Устав Кирилловой обители отличался исключительной строгостью: монахам запрещалось иметь какое-либо имущество, у них не могло быть в кельях даже воды, каждый инок обязан был исполнять все заповеди и правила. Отец Кирилл исповедовал принцип нестяжательности и строго следовал ему: не позволял монахам ходить к мирянам за милостыней, отказывался от сел и земель, предлагаемых в дар монастырю князьями и боярами.