Размер шрифта
-
+

Путеводитель по мировой литературе - стр. 29


# Диккенс

Если обратиться к прозе того времени, то Чарльз Диккенс (1812–1870), безусловно, остается классиком английского романа, но сегодня его теснит Джейн Остин (1775–1817), жившая на рубеже XVIII–XIX веков. Именно ей все чаще отдают звание британского «прозаика № 1». При жизни она была мало кому известна и воспринималась скорее как дилетант, старая дева, жившая в провинции на содержании у родственников и баловавшаяся сочинительством. Диккенс же рано достиг успеха и уже при жизни стал классиком, европейски известным. Его лучшим романом считается сравнительно малоизвестный у нас «Дэвид Копперфильд», отчасти автобиографический. В России было принято, особенно в советское время, выдвигать на первый план произведения Диккенса с социальной подоплекой – «Оливера Твиста» или «Тяжелые времена». А «Дэвид Копперфильд» – роман воспитания. Англичане ценят его за проникновенное изображение становления человеческой души, мастерство в изображении характеров, так что в разговоре с англичанами хвалите и смакуйте «Дэвида Копперфильда». О популярности романа свидетельствует и тот факт, что рок-группа «Юрай Хип» названа в честь отрицательного героя из «Дэвида Копперфильда» – Урия Типа, как это имя писалось ранее. На современный вкус романы Диккенса длинноваты, чересчур сентиментальны, не слишком реалистичны, но все искупает богатая фантазия в придумывании замысловатых сюжетов (его романы выходили ежемесячными выпусками, и писателю требовалось поддерживать интригу и читательское внимание) и запоминающихся, острохарактерных персонажей. Из русских писателей того времени Диккенс более всего напоминает Гоголя.

Второй классический романист первой половины XIX века – Уильям Теккерей (1811–1863) – ныне признается лишь как автор одного произведения, пережившего свою эпоху, – «Ярмарка тщеславия». Остальные более-менее забыты. Теккерей являлся не только крупным прозаиком, но и талантливым графиком, иллюстрировавшим собственные книги.


# Остин

Джейн Остин писала в отличие от несколько тяжеловесного стиля Диккенса легко, ясно, словно карандашом набрасывая сцены, при этом весьма иронично. Ее романы рассказывают о жизни провинциальных барышень и их женихов. Несмотря на свой малый житейский опыт, Остин создавала весьма реалистичную прозу, полную тонких психологических наблюдений. Ее самая знаменитая фраза – «Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену» – открывает роман «Гордость и предубеждение», который был неоднократно экранизирован, как и остальные зрелые романы: «Чувство и чувствительность», «Мэнсфилд-парк» и «Эмма». Сегодня в Англии настоящий культ Джейн Остин, о ней издаются книги, выходят исследования.

Страница 29