Путешествие по северу Приморского края - стр. 67
Долина этой речки широкая и живописная – справа море, а с других сторон горы и горы. Берега у моря были безлесны и покрыты травой. Все это создавало живописную картину. Ах, пожить бы здесь какое-то время и ничего не делать – просто смотреть. На старой карте Тернейского района в этой долине недалеко от моря обозначено какое-то поселение с названием Шома. В настоящее время никаких следов этой деревни мы не заметили. Дошли до реки Шомы. Здесь пообедали, отдохнули. Смотрели в реке рыбу. Но сейчас рыбы не видно – сезон прошел. Решили дойти сегодня до р. Колумбе и там заночевать. На карте расстояние до Колумбе семь километров. Но мы не пошли к этой реке берегом моря, боялись непроходов, а пошли по дороге. И эти семь километров растянулись во все двадцать. К реке мы вышли только к вечеру и то не к устью, а намного выше. И хотя с террасы, по которой шла дорога, было видно и устье реки и море, идти без тропы и дороги к устью мы не рискнули. А ведь на той же карте в устье этой реки также находилась деревня Колумбе и к ней должна быть какая-нибудь дорога, но мы почему-то на нее не попали. И хотя река в этом месте поразила нас красотой, мы решили в бухту не заходить, а идти дальше по дороге, которая шла верх вдоль реки Колумбе и искать место для ночевки.
С террасы просматривались река, синеющее море и противоположный склон сопки, где возвышалась скала Монах. Так она обозначена на карте. С этой скалой под таким названием я позже слышал интересные легенды. Одной из них, по рассказам старожилов этих мест. После гражданской войны какой-то белогвардейский офицер жег кресты на вершине этой скалы. Только на закате мы вышли к броду через р. Колумбе. Название «Колумбе» тоже несет в себе какую-то загадочность, но на китайское не похоже. Брод через речку находится у места слияния с Правой Колумбе. Палатку поставили прямо у дороги. Более подходящего места здесь не было.
Вышли мы поздно, в 10 ч. утра. Дорога вышла из поймы и пошла по отрогам сопок, идущих вдоль реки. На этом участке слева от дороги возвышалась одинокая скала громадных размеров. Она интересна, как и скала Монах. Подъемы, спуски и опять подъемы. К нашему удивлению и счастью мы догнали всадника. Им оказался связист, который проживает в Амгу, а здесь он был по делам службы на осмотре линии связи. Ночевал он в избушке, которая находится где-то выше нашей ночевки, а сейчас он выехал на дорогу, где мы его и догнали. Ему 48 лет, имя Владимир Чечулин. Возвращался он в Амгу с заходом в бухту Найна. До Найны отсюда было часов пять ходу, что меня удивило, по карте было намного меньше. Он согласился взять наши рюкзаки на спину лошади. Мы решили двигаться вместе с ним до Найны, хотя эта самая Найна была в стороне от дороги, которая шла намного западнее. Мы совершили большую петлю в связи с этим заходом, но, в то же время, мне было интересно посмотреть места, где расположена и какая она. Название Найна сохранилось от бывшего поселения. В этом месте в море впадают три речки с названиями 1-я, 2-я и 3-я Найна. Раньше здесь были поселения, рыбозавод, который, якобы, перенесли в нашу Каменку, японская рыбалка, от которой остались одни бетонные чаны, в них солили рыбу. Без рюкзаков идти было легко. Мы дошли еще до одной избушки нашего связиста, где сварили обед и пошли на Найну, свернув с дороги. Дальше шли по тропе. Попадалось много грибов. Вскоре я заметил и старые пни. Это говорит о том, что раньше здесь где-то близко жили люди. Значит, до Наймы было недалеко. Вскоре вышли к берегу моря. Берег был открытый. Обширные безлесные пространства полого спускались к морю. Встретили старые столбы, которые остались от электролиний, или линий связи. Оказывается, здесь когда-то стояли моряки, и это осталось от них. Кругом жили люди. Все бухточки были заняты. Куда все девалось. К северу на берегу моря виднелась избушка, куда мы и направились. У избушки толпилось много народа, который встретил нас. Конь нашего связиста уже был развьючен, и все ожидали нас, так как мы отстали от Владимира Чечулина, связиста. Здесь было трое мужчин, кроме нас и нашего связиста, два мальчика и одна женщина. Хозяевами этого хутора были мужчина и женщина. Оказалось, мужчина сам был из Дальнегорска, а жена его родом из Синанчи. Фамилия ее, к моему удивлению, Терентьева. Вероятно, она была из тех Терентьевых, которые были нашими соседями, когда наша семья проживала в Синанче (Черемшаны) на седьмом километре. У них было две взрослых дочери, которые нас обворовали, когда мы были еще маленькими, а родителей в это время не было дома. А было это в 40 годы 20 столетия. Об этой встрече по возвращению рассказал своей матери. Здесь наши новые знакомые добывали морскую капусту. Мы принесли с собой грибов, но хозяйка жарить их не стала, было поздно. На ужин подали картошку и переваренный окунь, у которого не было никакого вида и вкуса. Над столом вилось множество мух. Так что удовольствия и сытости от такого ужина мы с Александром не испытали. Спать мы в этой избе на полу среди подвыпивших мужиков так же отказались. На зеленом лужку, невдалеке от избы, мы поставили свою палатку. На завтра договорились с мужиками, (а они приплыли сюда на лодке из Амгу на рыбалку), что они после рыбалки часов в 9–10 утра возьмут нас в свою лодку, дойти с ними до Амгу. Чечулин так же оставил свою лошадь в Найне, пойдет так же в лодке домой в Амгу. До Амгу от сюда на лодке 40 минут хода. Было много комаров, несмотря на позднее время. С думой о завтрашнем морском походе мы улеглись спать.