Размер шрифта
-
+

Путешествие по русской кухне от Юлии Евдокимовой - стр. 91

Мечта удалась на славу – Смоленский храм стал самым большим сельским храмом во всей губернии. А Салтыков подарил храму своего Мурильо.

Гостьков получил вольную, и, как рассказывает местная легенда, при освящении церкви в 1815 году епископ Нижегородский и Арзамасский провел Ивана Васильевича через царские врата: не каждому помещику такая честь оказывается, а тут крестьянин!

Но нельзя быть Арзамасу без собора в городе, когда такое сооружение вот-вот появится на окраине. И в 1814 году, за год до окончания строительства Смоленского собора, на высоком холме был заложен собор, призванный подчеркнуть господствующее положение Арзамаса и выиграть «войну храмостроителей»!

Воскресенский собор был спроектирован местным архитектором, Михаилом Петровичем Варенцовым, которому в ту пору не было еще и 30 лет. Впоследствии он войдет в историю русской архитектуры под псевдонимом, известным и сегодня: Коринфский. Любил он классические колонны проектировать.

Сегодня собор – визитная карточка города, даже несмотря на леса.

Он геометрически правилен – длина и ширина равны, по 30 саженей, четыре фронтона украшают суммарно 48 колонн, а над ними на фресках изображены библейские сюжеты. Но самая примечательная и незаметная невооруженному глазу деталь: купол собора – деревянный!

При возведении купола один из опорных столпов собора дал трещину. Лучший местный строитель, тоже из крестьян, Егор Михайлов, решил, что собор выстоит, но лучше не рисковать, и купол сделали деревянным.

«Битва» создателей соборов далеко в прошлом, а два великолепных памятника архитектуры украшают ныне провинциальный Арзамас.

Воскресенский собор выигрышно смотрится не только с Соборной площади, но и издалека, снизу. Классическое фото с видом собора снимают с Нижней набережной: на фоне старых домов собор на холме смотрится великолепно.

* * *

Когда крестьянское восстание под предводительством Степана Разина охватило Поволжье, Арзамас оказался в эпицентре событий, но остался верен царю. Купец-историк Н. М. Щегольков писал, что город, «не видавший ужасов кровопролитных сражений с мятежниками, сделался невольным свидетелем еще более страшного зрелища: в нем было главное место казней».

За три месяца – с октября по декабрь 1670 г. – на южной окраине Арзамаса, на Ивановских буграх, было повешено и посажено на кол 11 тысяч повстанцев. Князь Долгорукий, возглавлявший царские войска, запретил сооружать на месте казней кресты и часовни, но горожане установили «божедомки» – маленькие временные домики с крестом наверху.

Под словом «божедомка» (скудельница, убогий дом) на Руси подразумевалось место захоронения «заложных» и «невольных» покойников. До начала XVI века людей, умерших не своей смертью и без отпевания священником, а также различного рода самоубийц, утопленников и удавленников не принято было хоронить на святой земле.

Страница 91