Путем отцов. О служении святых Небесному Отечеству и народу - стр. 6
(Мф. 25, 31, 34–40).
Путь и жительство, доставляющие совершенство, Господь назвал последованием Себе, так как они служат точнейшим выражением учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому роду жизни, который проводил Господь во время Своего земного странствования. Условия последования, ведущие к совершенству, Господь изобразил так:
Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене… взем крест (Мф. 19, 21; Мк. 10, 21; Лк. 18, 22). Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 26; ср.: Мф. 10, 37, 38). Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 33). Здесь предписаны именно те условия, из которых составляются существенные обеты монашества; а монашество в начале своем, как мы знаем, было не что иное, как уединенное, отдаленное от молвы жительство христиан, стремившихся к христианскому совершенству.
Боголюбивые люди, которые по Святом Крещении не только пресекли действие страстей, но восхотели победить и сами страсти и быть бесстрастными, каковы были святые преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский и прочие богоносные отцы, имели благое намерение очистить самих себя, как говорит апостол, от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), ибо знали, что сохранением заповедей очищается душа, очищается ум, и прозревает, и приходит в естественное состояние; ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9). Они поняли, что, находясь в мире, не смогут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный порядок, особенный образ действования – монашеское житие.
И начали они убегать от мира и жить в пустынях, подвизаясь в постах, во бдениях, в терпении разных злостраданий, совершенно отрекались от отечества и сродников, имений и приобретений, одним словом, они распяли себя миру, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волей Божией, стяжать любовь к Богу и ближним.
Пастыри Церкви Христовой
Многие древние иноки, сияющие благодатью Духа Пресвятого, избирались на кафедры епископские и творили суд и правду во всей вселенной. Они собирались на Вселенские Соборы и устанавливали правила благочестия, которые принимали христианские народы. И пошла новая жизнь на земле. Как сами иноки любили труд, избегали всякого стяжания и богатства, так и эта добродетель стала водворяться среди христианства. По правилам уже гражданских законов стали разрушать блудилища, строить больницы, дома для странников и убогих, школы, где изучали Закон Божий, где дети учились кротости, смирению, терпению, любви, где изучали жизнь подвижников благочестия. Христианство прекратило гладиаторские цирковые зрелища, рабам возвещало свободу во Христе и водворяло благочестие, веру, призывая всех к покаянию.