Размер шрифта
-
+

Путь жизни – православный - стр. 6

Подобие Божие в человеке

Подобие отличается от образа, выражаясь святоотеческим языком, как данность (то, что есть) отличается от заданности (того, чего нет, но что должно быть). «Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия, подобие же есть то, что осуществляется на основе этого образа, как задача его жизни. Человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором бы образ и подобие, идея и действительность, соответствовали друг другу, потому что тогда он был бы Богом, и не по благодати и уподоблению, а по естеству» – пишет известный богослов Булгаков. Итак, цель человеческой жизни – Богоуподобление. Реализация этой цели ведет к обретению счастья и вечной жизни в Боге, отказ от нее является источником многих скорбей и несчастий. Человек, созданный по образу Божьему и призванный к Богоуподоблению, не может обрести счастье в этом и загробном мирах, не реализовав свое предназначение.

Примером реализации высокой жизненной цели являются святые. Не напрасно мы зовем святого Серафима и ему подобных – «преподобные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Подобие Божие – это нравственная сторона: чем человек больше уподобляется Богу, тем ближе он к Нему приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.

Человек грешный, предавшийся греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а подобие Божие может и совсем потерять. Недаром говорится псалмопевцем, что человек не понял, не оценил, какой чести удостоил его Творец, и он «приложился скотам бессмысленным и уподобился им». До чего себя может довести человек, теряя подобие Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот человек, который в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, – кому он подобен? – никак не Господу Богу!

Нужно помнить, что если образ Божий нерушим в каждом из нас, то подобие Божие должен в себе развивать и укреплять всякий человек – это и есть цель жизни человеческой. Поэтому помни и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек – Адам – по образу и призван к подобию Божиему! И если быть образом нам дано от рождения, то быть подобием Божием во многом зависит от нас. Дело наше – трудиться над своей душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному.

Каждый из «сынов и дочерей Адама» является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от греховных последствий. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому:

Страница 6