Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении - стр. 19
Лютеранство, прикрываясь именем христианской веры, есть в действительности отвержение веры, поблажка чувственности с отвержением постов, монашества или жизни девственной, посвященной исключительно на служение Богу, поблажка лжеименному человеческому разуму с его философскими бреднями и его боготворение, отвержение Божественного авторитета Вселенских Соборов и святых отцов, дерзкий разрыв со вселенскою Церковью и ее Главою – Христом, самочинное сборище, прикрывающееся именем церкви очищенной, реформированной.
Что значит веровать в Церковь? А вот что: видишь бедного, просящего милостыню – признай в нем сердечно своего собрата, члена Христова и подай ему милостыню с тою уверенностью, что Сам Христос в лице его принимает ее, и ты будешь верующий в Церковь. Гость пришел к тебе – прими его опять как члена Христова, с ласкою, побеседуй с ним искренно на пользу души его, угости его с радушием, и ты будешь верующий в Церковь. Видишь священника – признай от души, что это пастырь словесного стада Христова, от Самого Иисуса Христа поставленный духовно рождать и воспитывать людей для вечной жизни; смотри на него как на образ Самого Христа, веруй, что на нем почиет благодать Святого Духа и власть учить, совершать Таинства и руководить верующих к животу вечному, веруй в право его благословения, исходящее от Самого Иисуса Христа, и принимай его как Христово благословение, с уважением и покорностью, слушай его, когда он поучает, наставляет, обличает, Таинства принимай от него, как от Самого Христа, духовные наказания принимай, как от Самого Бога, чти в святителе образ Пастыреначальника Христа; признавай, что через него, после апостолов, исходит на верных благодать священства и вся благодать Христова, повинуйся ему, как Самому Христу, взирай на него как на апостола, как на полного преемника его власти, а на священников и диаконов как на помощников с благодатными правами, и ты будешь верующий в Церковь. Далее, признай от души, что Пресвятая Дева Богородица есть Начальница мысленного наздания церковного, что Она всегда с нами как Матерь во едином доме Божием (Церкви) видит, слышит нас, печется, промышляет о нас, особенно о нашем духовном преуспеянии и спасении, как Царица царствует над нами, обличает, судит, наказует нас, вообще принимает деятельнейшее участие в нашей духовной жизни, особенно в жизни тех, которые Ее ведают, в Нее веруют, благоговейно Ее почитают. Далее, признавай, что все святые – старшие братия наши во едином дому Отца Небесного, которые с земли перешли на небо, и всегда они в Боге с нами и постоянно нас учат, руководят к жизни вечной посредством составленных ими церковных служб, Таинств, обрядов, поучений, установлений церковных, таких, как постов, праздников, и, так сказать, вместе с нами служат, поют, говорят, поучают, помогают нам в разных искушениях и скорбях, и призывай их как живущих с тобою под одним кровом, прославляй, благодари их, беседуй с ними как с живыми, и ты будешь веровать в Церковь. Стремись сам к водворению в небесных обителях, как достигли святые, очищай себя непрестанно от всякой скверны плоти и духа, призывая усердно и непрестанно Господа Иисуса Христа, и принимай Таинства Церкви в очищение, подкрепление и руководство, и ты будешь веровать в Церковь. Еще, когда ты веруешь, что умершие наши праотцы, отцы, матери, родственники, друзья, знакомые – все христиане православные живы и по смерти душами и, смотря по делам своим на земле, мучаются или предвкушают будущее блаженство, и молишься за них Богу, следуя за служителями алтаря, молитва твоя имеет силу у Бога, в надежде, что Бог услышит молитву твою за них и может помиловать их, то опять ты веруешь в Церковь, потому что и умершие – члены Церкви. Если ты молишься и за живых христиан и прочих людей и веруешь, что молитва твоя за них тоже небесплодна у Бога, то ты – верующий в Церковь. Если ты наблюдаешь времена праздников и постов, времена очищения от грехов и причащаешься Святых Таин и участвуешь в них всею душою своею с верою и благоговением, то ты верующий в Церковь. Вот что значит веровать в Церковь. Если ты на земле живешь жизнью церковною, если стараешься жить жизнью небожителей, свято, в мире, то ты веруешь в Церковь.