Размер шрифта
-
+

Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении - стр. 16



В Таинстве Покаяния прежде произнесения суда над нами священника каждый из нас должен произнести беспристрастный, строгий суд над самим собой, и чем строже и искреннее мы себя осудим, тем милостивее к нам будет Бог, тем полнейшее прощение нам дарует. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. 11, 31). «Что о себе не судите праведное?» (см. Лк. 12, 57), – говорит Господь.



Весьма много говорит нашему сердцу и одна какая-либо вещь, например оставленная нам каким-либо высоким, благодетельствовавшим нам лицом или вообще любимым и уважаемым человеком, который отправился куда-либо в дальнюю сторону или умер. Мы бережем, чтим, часто украшаем эту вещь, ставим ее на видном месте, чтобы она всегда была на виду и напоминала нам о нашем благодетеле и в нас пробуждала чувства любви и благодарности, глохнущие и засыпающие от житейских забот и сует. Таков есть для нас именно и наиболее животворящий Крест нашего Господа Иисуса Христа, умершего на нем жертвою за нас праведного гнева Божия и искупившего на нем нас от греха, проклятия и вечного мучения. Таковы святые иконы Господа, Пречистой Его Матери и святых угодников Божиих. Таковы самые храмы, в которых совершается богослужение со столь драгоценными нашему сердцу воспоминаниями о чудных действиях Бога Творца, Промыслителя и Спасителя нашего. Таковы Таинства, посредством которых мы возрождаемся, освящаемся, утверждаемся в вере, духовно питаемся, врачуемся духовно и телесно, в которых непрестанно слышится живое и действенное слово Божие. Много, много говорят эти святые вещи, святые предметы нашему уму и сердцу, и никто не может нас упрекать в уважении и благоговении перед ними.



Англиканам и лютеранам: вы хотите, чтобы не было образов, чтобы их не почитали! Да это нелепость, абсурд. Человек есть образ Божий, и вы почитаете его в лице отца, матери, начальников, государя, благодетелей разных. А изображение Бога во плоти, Отца, Начальника веры, Царя, Спасителя, Благодетеля, или Пречистой Его Матери Девы, высшей Херувим и всей твари, пророков, апостолов, мучеников, иерархов, преподобных почитать не хотите? Ведь святые – други Его, храмы, члены Его, в которых Он почивает. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)? Да и все мы – члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30), сыны и дщери Его. Как же не чтить их изображений?



Святая Церковь, как любвеобильная матерь, непрестанно носит в сердце и устах своих всех членов своих, за всех ходатайствует перед Богом, о всех болезнует, о всех как бы в муках рождения, желая всех духовно возродить, обновить, даже о всем мире молится и болезнует непрестанно. Каков же должен быть архиерей, священник или диакон, эти носители духа Церкви, провозвестники ее духа, ее любви, ее попечений, намерений? Каким духом любви, святыни, спасения должны быть они проникнуты непрестанно! Как они должны всюду предносить и приносить с собою дух Святой Церкви, дух небесный, неземной, дух любви нелицемерной, терпящей и долготерпящей, всепокрывающей, о всех пекущейся, болезнующей!

Страница 16