Путь разума в поисках истины. Лекции по православной апологетике
1
Аналогия говорит о сходстве внешнем, но различии по существу. (Толк, словарь Ожегова: Аналог – нечто сходное, подобное чему-н.)
2
Хомяков А.С. Полное собр. соч. Т. II. М., 1886. С. 55.
3
Киреевский И.В. О характере просвещения Европы. – Критика и эстетика. М., 1979. С. 274.
4
Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж, 1946. С. 508.
5
Ефрем Сирин, св. Творения. Т. III. М., 1852. С. 48.
6
Ломоносов М. Стихотворения. – М.: Советский писатель, 1948. С. 7.
7
См. гл. III, § 3: Телеологический аргумент.
8
Рождественский Н.П. Христианская апологетика. В 2 т. СПб., 1884. Т. I, с. 136.
9
О граде Божием. Цит по: Рождественский Н.П. Указ. соч. С. 137.
10
Вопреки утверждению диалектического материализма о первичности бытия и вторичности сознания.
11
Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Т. I. СПб., 1893. С. 141.
12
Булгаков С. Свет Невечерний. Серг. Посад, 1917. С. 6–7.
13
Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. В 2 т. СПб., 1884. Т. I, с. 149.
14
Цит. по: Стэнли Л. Яки. Бог и космологи. Долгопрудный, 1993. С. 23.
15
Хилл К.Р. Христианская защита морали и демократии. – Диспут. 1992. № 1, с. 138.
16
Исаак Сирин, св. Слова Подвижнические. М., 1858. Сл. 34, с. 217.
17
Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. Ответ 274.
18
Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб., 1905. Т. IV, с. 24.
19
Свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности. – Богословские труды. № 17. М., 1977. С. 150–151.
20
«О цели христианской жизни». Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Серг. Посад, 1914. С. 33 и 10.
21
Еп. Игнатий. Письма к разным лицам. Выпуск II. Серг. Посад, 1917. С. 78–79.
22
Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М., 1911. С. 111.
23
Там же. С. 39.
24
Пфлейдерер О. О религии и религиях. – Пер. с нем. СПб., 1909. С. 45.
25
Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 137.
26
См. его: Православие и религия будущего.
27
Дорофей, при. Душеполезные поучения. М., 1874. Поуч. 19, с. 212.
28
Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб., 1905. Т. I, с. 513.
29
Основные вопросы научного атеизма. – Под ред. проф. И.Д. Панцхава. М., 1966. С. 36.
30
Естествознание и религия. 1970. № 3, с. 10.
31
Фольц В. Римба. – Пер. с нем. М.-Л., 1931. С. 100. Цит. по: Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 37–38.
32
Токарев С.А. «Тэйлор Э.Б.». – Краткий научно-атеистический словарь. М., 1969. С. 691–692. См.: «Анимизм». – Там же. С. 27.
33
Там же. С. 692.
34
Фейербах Л. Лекции о сущности религии. – Сочинения. В 3 т. М., 1923–1926. Т. III, с. 168.
35
Там же. С. 192.
36
Там же. С. 169.
37
Там же.
38
Там же. С. 214.
39
Человек человеку – Бог (лат.).
40
Булгаков С. Религия человекобожия у Л.Фейербаха. – Два града. В 2 т. М., 1911. Т. I, с. 14.
41
Там же. С. 17.
42
Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. Сергиев Посад, 1915. С. 125.
43
Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. M.-JL, 1967. С. 3–4.
44
Основные вопросы научного атеизма. Под ред. проф. И.Д. Панцхава. М., 1966. С. 37.
45
Там же. С. 169.
46
Там же.
47
См., например, об этом: Глаголев С.С. Прошлое человека. Серг. Посад, 1917.
48
Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 78.
49
Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека. – Вопросы философии. 1972. № 10, с. 53.
50
Курьер. 1972. № 819, с. 12. См. также: Человек. – БСЭ. Т. XXIX. М., 1978. С. 50–54.
51
Происхождение религии. – Краткий научно-атеистический словарь. М., 1969. С. 565.
52
Титов В.Е. Православие. М., 1967. С. 301.
53
Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 161.
54
Там же. С. 110.
55
Религия. – Краткий научно-атеистический словарь. М., 1969. С. 597.
56
Достаточно вспомнить, например, Дерсу Узала у В. Арсеньева.
57
Основные вопросы научного атеизма. Под ред. проф. И.Д. Панцхава. М., 1966. С. 36.
58
Булгаков С. Свет Невечерний. Серг. Посад, 1917. С. 16.
59
Там же. С. 7.
60
См.: Зубов А.Б. Победа над последним врагом. – Богословский вестник. 1993. № 1.
61
См., напр.: Покровский А.И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Архим. Хрисанф (Ретивцев). Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. I–II. СПб., 1873; 1875. Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиография.)
62
См., например: Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.
63
Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Серг. Посад, 1910. С. 176–177.
64
Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277–278.
65
Старокадомский М.А. Опыт умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА. М., 1969. Машинопись (библиотека МДА).
66
Попов Ю., Пухначев Ю. Парадоксы. – Наука и жизнь. 1971. № 1, с. 102.
67
Ахлибинский Б.В. Чудо нашего времени. – Кибернетика и проблемы развития. Л., 1963. С. 91. См. подробнее об этом ниже в гл. V, § 1, п. 5: Достоверность научного знания.
68
1967, № 5, с. 28 и 1968, № 6, с. 49.
69
См.: Доказательство. – Энциклопедический словарь: в 2 т. Под ред. Б.А. Введенского. 1963–64. Т. I, с. 343.
70
См. подробнее: Доказательство. – Философская энциклопедия. М., 1962. Т. И, с. 42–48.
71
См. гл. V, § 1: Виды откровений.
72
Великий французский ученый и христианин Пастер, говоря о науке и своих научных выводах, писал: «Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов». Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.
73
Наан Г. Бог, Библия, бесконечность. – Наука и религия. 1959, № 3, с. 23.
74
Добротолюбие. М., 1905. Т. I, с. 90. § 150.
75
Авва Исаак Сириянин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 34, с. 218, 219.
76
Там же. Сл. 36, с. 228.
77
Авва Исаак Сириянин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 37, с. 229–230.
78
Там же. Сл. 55, с. 362.
79
Там же. Сл. 48, с. 299, 300.
80
См. по этому вопросу, например: Еп. Феодор (Поздеевский). К вопросу о страданиях. – Богословский вестник. 1909. № 10, с. 286–311; Введенский А.И. О так называемых невинных страданиях. – Душеполезное чтение. 1891. Кн. 12, с. 505; Прот. П. Светлов. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910. С. 697.
81
«В точной формулировке закона причинности, а именно, если мы точно знаем настоящее, мы можем вычислить и будущее, ошибочен не вывод, а предпосылка, поскольку все эксперименты подчиняются законам квантовой механики; с помощью квантовой механики окончательно устанавливается несостоятельность закона причинности». – Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. Пер. с нем. М.—Л., 1932. С. 61.
82
Зельдович Я. Собственная жизнь идеи. – Литературная газета. 9.02.1972. С. 11.
83
См., напр., Николай Колчуринский. Мир – Божие творение. М., 2000.
84
Кант И. Сочинения. В 6 т. Пер. с нем. М., 1966. Т. IV, ч. 1, с. 140.
85
Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 265.
86
Ръюз М. Наука и религия: по-прежнему война? – Вопросы философии. 1991. № 2, с. 39–40, 42.
87
Берг Л.С. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67–68.
88
Зелиг К. Альберт Эйнштейн. Пер. с нем. М., 1966. С. 44.
89
Девис П. Указ. соч. С. 261.
90
«Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить» («Известия». 21.VIII. 1970. № 189). Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул равна 10>-255 (Населенный космос. Под ред. ВД. Пенелиса. М., 1972). Вероятность возникновения молекулы ДНК равна 10>-80038(Курашов В.И., Соловьев Ю.И. О проблеме «сведения» химии к физике. – Вопросы философии. 1984. № 6, с. 96).
91
См. п. 4: Психологический аргумент.
92
См. гл. II, § 6, п.1: Натуралистическая гипотеза.
93
См. гл. II, § 6, и. 2 и 3: Анимистическая гипотеза и Гипотеза Фейербаха.
94
Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Серг. Посад, 1910. С. 176–177.
95
Там же. С. 176.
96
Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. Серг. Посад, 1915. С. 177.
97
См. гл. II, § 7: Происхождение религии.
98
Под нравственным законом подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести и внутреннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.
99
Кант И. Соч. В 6 т. Пер. с нем. М., 1965. Т. IV, ч. 1, с. 260, 270; Цит. по: Категорический императив. – Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
100
Кудрявцев В. Д. Указ. соч. С. 434–435.