Размер шрифта
-
+

Путь прогрессора - стр. 51

Человек еще в раннем детстве проходит ту стадию, когда овладение речью помогает ему научиться важному искусству мышления. Дальнейшим шагом, шагом из детства во взрослость, должно выступать умение держать рот на замке.

Как минимум, когда речь заходит о потоке недопереваренных мыслей, который инфантильные люди так и норовят вывалить на первого встречного. Особенно в интернете. И уж тем более многим следует научиться помалкивать, когда они не разбираются в вопросах, о которых взялись выносить суждения.

Подмена фактов нескончаемым потоком кривых-косых интерпретаций – одна из ключевых проблем современной нам эпохи, которую тот же язвительный Мараховский обозвал «медиазоем».

Ясность мышления и умение формулировать мысли невозможно развить путем нескончаемой болтовни. Конструкция мышления базируется, в том числе, на понимании, когда следует промолчать, вспомнив изречение: «При недостатке фактов воздержись от суждения». В этом – ценность молчания.

Молчащий экономит энергию и концентрирует внимание, получая возможность довести до конца сложные цепочки рассуждений. Чтобы затем высказать единомышленникам нечто чеканное и помогающее им расширить карту смыслов.

В ходе обсуждения прогрессорства нам часто задают вопросы, на которые в современном материальном мире сложно найти однозначные ответы. Но сам факт того, что люди, относящие себя к прогрессорам, постоянно находятся в поиске ответов на самые разные темы, говорит об их целеустремленности. Интуиция – один из важных вопросов, о ней, наверное, задумывался каждый человек. Еще одним таким же вопросом является случайность.

«Случайность – это непознанная закономерность». Кому только не приписывают авторство этой фразы – от Георга Гегеля до Фридриха Энгельса, а вообще нечто подобное говорили еще древнегреческие философы. Как прогрессору учитывать случайности?

«Случай – это псевдоним Бога, когда Он не хочет подписываться под своим собственным именем», – сказал однажды Анатоль Франс. И тут мы считаем нужным напомнить о несекретном оружии прогрессорства, речь о котором шла в предыдущей главе. Таким оружием выступает отчетливое чувство личных границ и умение действовать, не переступая их. То есть понимание того, где заканчивается сфера вашего влияния и начинается воля другого человека, которую следует считать неприкосновенной. Действия в границах помогают прогрессору внимать языку жизненных обстоятельств, о котором тоже шла речь в одной из предыдущих глав.

И вот на стыке этих двух тем как раз находится, лично для нас, тема случайностей. Тут можно долго вести речь о том, что случайности – не случайны, но это такая область, теоретизирование в которой стоит на весьма зыбкой почве. Поэтому мы ограничимся кратким описанием используемого практического подхода.

Страница 51