Путь красноречия - стр. 40
Хутба 80
Произнесена Его Светлостью после окончания «Верблюжьей битвы»; в ней описывается характер женщин и объясняется ограниченный набор их обязанностей[11]
О собрание людей! Поистине, женщины ограничены в (соблюдении вопросов) веры, ограничены в наделе, ограничены в (необходимости применять) разум свой: что до ограниченности их в (вопросах) веры, то это – (предписанное им) воздержание от молитвы и поста во время их месячных циклов, что до ограниченности их в (применении) разума, то она (проявляется) в том, что свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины, что же до ограниченности их надела, то надел их – половина того, что причитается мужчинам. Так бойтесь же женских злодеяний и добродеяниями их не обольщайтесь, не подпадайте под их влияние (даже) в правильных поступках, дабы они не уклонили вас к запретному.
Хутба 81
Об аскетичном отношении к жизни
О люди, аскетизм есть обуздание (слишком высоких) надежд, и благодарность за благодеяния, и отвращение при виде запретного, и если недоступно это вам, то пусть (по крайней мере) запретные вещи не одолеют вашего терпения и вы, будучи облагодетельствованы, не забудете о благодарности вашей. Аллах ведь предупреждал вас (заранее) посредством доводов развернутых, явных, и книг, полных увещеваний, ясных.
Хутба 82
Описание здешнего мира
Как опишу я местопребывание, начало которого – горе, а конец его – небытие! Для разрешенного его – учет, и для запретного его – расчет. Кто разбогател в нем – с пути сбивается, кто же обеднел – в горе обретается, кто стремился к нему, от того скрывается, кто отстранился от него – к тому устремляется. Кто смотрит сквозь него, тому дарует прозрение, а кто остановил на нем свой взор, тому слепотой поражает зрение.
Комментарий Сайида ар-Рази:
Я утверждаю, что если размышляющий поразмыслит над его выражением – да будет над ним мир – «ва ман аб-сара биха бассаратху» (кто смотрит сквозь него, тому дарует прозрение), то он найдет здесь подразумевающееся под ним удивительное значение с богатым подтекстом, глубина которого полностью не может быть познана и окончательная цель которого не может быть понята, в особенности когда в противопоставление ему приведено выражение: «ва ман абсара илайха ааматху» (а кто остановил на нем свой взор, тому слепотой поражает зрение), и ищущий обнаружит здесь разницу между «абсара биха» и «абсара илайха» ясной и явной, прелестной и чудесной! Да ниспошлет ему Аллах мир и благословение!
Хутба 83
Это удивительная речь, именуемая «Аль-Гарра»[12]. В ней содержатся описание божественных атрибутов, заповеди богобоязненности и отстранения от мирских благ, затем – то, что касается наступления Дня Воскресения, затем – предупреждение людям о тех мирских ловушках, в которых они оказались; после всего этого проявляется Его —да будет над Ним мир – преимущество в искусстве поминания Всевышнего Создателя