Путь ко спасению. Опыт мудрости русских старцев и духовных наставников - стр. 9
Душа должна всегда находиться на распутье между упованием на милосердие Божие и страхом вечной гибели за нерадение.
Епископ Вениамин (Милов)
Первый плод присутствия в человеке Духа Божия есть истинное просвещение. Как слабы и медленны были умом апостолы, доколе не прияли Святого Духа! Высокое учение Спасителя большей частью не вмещалось в их понятии; величественные обетования Его не приносили им утешения; чистота Его нравственности казалась непостижимой; самые простые притчи нередко приводили их в недоумение. Но едва только сошел на них Дух истины, исчезли все предрассудки, исполнявшие их ум; в Его свете они узрели всё в настоящем виде, увидели, что надлежало совершить их Учителю, и что остается сделать им. Великая тайна искупления раскрылась пред ними во всей полноте и величии; они не требовали более, да кто учит их, – сами сделались учителями всего рода человеческого.
Так бывает и со всяким, рожденным от Духа (см.: Ин. 3:8). Он не имеет той непогрешимости ума, чтобы слова и писания его могли служить непреложным правилом веры и деятельности для других, ибо не все апостолы (1 Кор. 12:29); в нем нет дара проникать во все тайны Промысла, замечать взаимное отношение великих путей Божиих, обнимать созерцанием будущую судьбу христианства, ибо не все пророки; он может быть неспособен преподавать наставление другим, ибо не все учители; даже может быть не в состоянии изъяснить того, что Дух Святой совершает в его сердце, ибо не все истолкователи (1 Кор. 12:30), но он бывает и не может не быть просвещен истинно. Никто тверже его не знает бесприкладных совершенств естества Божественного, Его присносущной силы, поддерживающей весь состав мира, равно как и бытие каждой твари, Его превосходящей благости, которая не хочет погибели самого презренного творения и ожидает обращения самого ожесточенного грешника, – Его бесконечной премудрости, которая из величайшего зла умеет извлекать величайшее благо, в самом тлении насаждать жизнь.
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский
Без веры всё страшно и сама жизнь – не в жизнь.
Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни – от Бога.
Вглядитесь в себя – страх ли Божий руководит нашими мыслями и поступками? Любовь ли к Богу лежит в основе нашего бытия.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Слепота есть не одна телесная, но и душевная. Душевная слепота бывает и при мудрости земной, когда человек не старается узнавать волю Божию или, узнав, действует вопреки оной. Неверие помрачает ум и препятствует видеть истину; злоба затемняет око души, отчего вместо добра желают и делают зло. Слепота душевная есть незнание себя, удаление от себя памятования смерти, суда и геенны. Эту слепоту составляют все смертные грехи и порочные страсти, которым предается человек и не старается их в себе истребить.