Путь к Жизни для всех, кому даровано родиться человеком - стр. 57
Это и есть богатство. Премудрый Соломон сказал однажды такие слова: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром». Это касается не только денег, это касается многого, например телесных удовольствий. Человек, пристрастный к чему-либо, вечно недоволен, ему всегда мало, в нем поселился вечный голод.
Но вернемся к сегодняшней притче. Каждый из нас по-своему богат, но каждый из нас по-своему и нищий. Это касается наших душ. Если бы наши души были видимы, мы устыдились бы того, в какие лохмотья они одеты.
Пока у нас с вами есть время, мы великие богачи, потому что нам подарено Царство, и каждый из нас может войти в него, если будет разумен.
Что же касается богача из притчи, то я бы хотел заметить две вещи. Первая – он разговаривает со своей душой. Он говорит ей: «Душа моя, ты имеешь много на всякое время». Это очень интересный момент. Человек – это существо, которое может само с собой разговаривать. Человек живет в диалоге. В покаянном каноне есть слова: «Душе моя, покайся, что спиши? Конец приближается». Это обращение человека к самому себе.
Это нормально, это не сумасшествие, не шизофрения, не раздвоение личности. У нас внутри, в нашем сердце постоянно звучит диалог с кем-то. Хорошо, если это молитва, неплохо, если это безгрешная песенка. Но обычно это спор с кем-то, осуждение того, кого не любим. И это уже похоже на греховную болезнь.
Один старец жил в пустыне, и его видели часто разговаривающим с собой. Он говорил: «Ну, старый сластолюбец, опять будешь объедаться?» А перед ним лежал сухарь. Он хотел есть, но себя сдерживал. И так ругал себя, укорял, отодвигая время своего скудного насыщения.
Напротив, Иоанн Лествичник говорит об отшельниках, которые, живя вдали от всех, не исцелились от злопамятства. Они живут одни, но не безмолвствуют, а кудахчут, как куропатки, ругаясь с воображаемым соперником. Такие разные бывают способы разговора с самим собой.
Второе, на что интересно обратить внимание, это то, что говорит Бог: «Душу твою возьмут сегодня ночью у тебя».
Это не только богача касается. Ведь не все бывшие бедняки сегодня в раю. А душу нашу могут забрать ежесекундно. Как говорят в миру, жил, жил, заболел и умер, не мучился, – но по-христиански это нехорошо, потому что человек неготовым уходит в вечность, не успевая примириться с врагами, причаститься, пособороваться и в полном сознании переступить ту грань, которая отделяет видимый мир от невидимого.