Путь к спокойствию. Учение Будды - стр. 18
Только с момента появления философии интеллект стал рассматриваться в качестве отдельной части личности и был осмыслен как фактор самоуправления. Однако вера в то, что нами управляет нечто, что мы не способны понять, была оттеснена, но не исчезла. И если раньше это НЕЧТО искали снаружи – божества, духи, демоны, ангелы, Бог… то с развитием психологии появилось предположение, что это НЕЧТО стоит искать во внутреннем мире.
Даже в тот момент, когда казалось, что рационализм, восторженно принятый обществом, одержит полную победу, он не смог избавиться от своего извечного оппонента – чувственного, иррационального, интуитивного, мистического… Европа вполне справедливо предвкушала дальнейшие подарки от выпестованной науки, ещё ничего не зная о сопутствующих «сюрпризах». Она обзавелась колониями, доказала могущество научно-технологической цивилизации, навязывала свою волю странам, которые считала отсталыми… Однако улучшения уровня жизни оказалось недостаточно, чтобы сделать всех людей счастливыми. Материальное благополучие избавило от многочисленных бытовых проблем, подарило свободное время, но, обретя устойчивый достаток и привыкнув к жизненным благам, человек задавался закономерным вопросом: «А что дальше?» Благополучие не спасало от депрессий и тревожности – оно оказалось одним из условий, но не причиной счастья. Рационализм пробуксовывал в той области, которую сложно описать и где невозможно поставить эксперимент.
Человек пытался всмотреться в себя самого, чтобы понять смысл существования, и ничего не находил. Теорией, которая попыталась заполнить эту пугающую пустоту, стал экзистенциализм.
Его называют культурным течением, философией, психологической теорией. Термин появился только в 1931 году, но предтечей считается Кьеркегор – датский мыслитель XIX века. Если попытаться коротко объяснить особенность экзистенциализма, то можно сказать, что он снимает рациональное знание с пьедестала и возводит туда личное отношение, непосредственное восприятие жизни. Отсюда следует, что жизнь конкретного человека иррациональна, уникальна и плохо поддаётся точному исследованию.
Основную проблему человеческого разума экзистенциалисты видят в том, что он разделяет мир на субъект и объект – попытки противопоставить исследующему интеллекту (субъекту) исследуемый объект, который можно изучить и которым можно попытаться управлять, приводят к неизбежным ошибкам. Особенно если в качестве объекта человек (субъект) рассматривает сам себя. Правильный подход состоит в единстве субъекта и объекта, переживание такого единства и есть акт экзистенции