Путь к Богу - стр. 9
Чем только, каким созданием бесплотный враг наш и Божий ни старается соблазнять нас и представлять все твари Божии – чистые и прекрасные – в виде извращенном, нечистом и нелепом! Даже солнцу – ясному, всерадостному, всеоживляющему – ругается. Святых Божиих, сущих на небесах, хулит, как говорится в Апокалипсисе (см. Откр. 13, 6), и мысли человеческие извращает нередко до уродливости и безобразия – как, например, у Льва Толстого, который извратил совершенно смысл Евангелия. Всякому животному ругается: птице, рыбе, четвероногим, насекомым, пресмыкающимся, всяким растениям, небу и земле. А как ругается одушевленному храму Божию – человеку, его душе и телу, в бесчисленных похотях и прихотях, особенно в бывающих тайно, о них же срамно говорить. Как он ругается в помыслах, в чувствах, в вожделениях, в воспоминаниях, в воображении, в нелепых словоизвержениях и всяких нелепых и глупых поступках, в растлении всяческом, в убийстве и самоубийстве! И после всего этого вы грешите, вы шутите грехом, любите грех, предаетесь ему всем существом! Смотрите, как грех извратил весь смысл нашей жизни, цель всех вещей на свете, средства обратив в цели, естественные побуждения и стремления – в цель! Каков же грех! Сколь безобразен, нелеп, смертоносен; как же его не возненавидеть, и не омерзить, и не отвращаться его всеми силами души и тела, как не возлюбить и не исполнять всем сердцем закон Божий, все слово Божие, и не стараться до йоты исполнять его во всей точности, и не умирать за него в случае нужды, как и делали мученики и все святые!
Бесплотные враги непрестанно научают людей растлению греховному, чтобы сквернять непрестанно душу и тело, – делают все то, что удаляет нас от Бога, от неба, от небесных благ и вечной жизни. Святые угодники, будучи мудры, прозорливы и внимательны к учению Господню, презрели страсти плоти своей и все плотское земное мудрование, все плотские страсти – и все внимание, созерцание устремили к Богу и к небесным, вечным благам, и ум, и сердце, и волю свою сделали небесными, и тело свое заставили служить вполне душе, разумной и бессмертной, и Богу, Создателю своему. Чтобы взять в плен греха душу человеческую, диавол употребляет средством к тому прелесть, соблазн, мечтание греховное, сильное влечение, насилие к греху. Человек должен взирать к Богу, Спасителю, каяться, молиться и одолевать влечения с первого же приражения[5] греха к сердцу.
Нет нелепости, мерзости, гнусного безобразия, безумства, непотребства, хулы, извращения естественного порядка, которые не вложил бы сатана в ум и сердце человека, чтобы его смутить, осквернить, устрашить, поразить унынием и отчаянием или побудить сделать всякий грех, самый нелепый и убийственный. Многие принуждены плакать от его хулений, назойливо лезущих в ум и в сердце. Понимающий, в чем дело, дует и плюет на духов лукавых, внушающих ему нелепости, и победит их именем Иисусовым и силою Креста.