Путь истины
1
См.: van Andel, Cornelis Pieter. Gerhard Tersteegen. Leben und Werk – sein Platz in der Kirchengeschichte (в дальнейшем: van Andel). Düsseldorf, 1973. S. 237.
2
Под словом «мистика», «мистический» здесь и далее понимается христианский опыт личного богообщения, внутренней жизни человека в Боге.
3
Жан де Берньер-Лувиньи (1602–1659) – французский мистик-квиетист. Проводил уединённую, а затем и затворническую жизнь. Не будучи священником и монахом, пользовался большим народным почитанием, проповедуя о внутренней жизни во Христе, о сердечной молитве, терпении искушений и проч.
4
См.: Долгушин Д., свящ. Религиозная литература в круге чтения В. А. Жуковского 1840-х гг. // Жуковский. Исследования и материалы. Вып. 2. Изд. Томского университета, 2013. С. 215–220.
5
Три последние немецкоязычные издания (подсчитать их общее количество не представляется возможным): 1978, 1993, 2004 гг. К 2019 году готовится новое, научное издание этой книги.
6
О влиянии немецкой мистики на Сковороду см.: Чижевський Д. Фiлософiя Г. С. Сковороди. Харкiв, 2003.
7
Биография составлена по книгам: 1. van Andel (см. прим. 1); 2. Lebensbeschreibung des seligen Gerhard Tersteegen // Geistliche und erbauliche Briefe über das inwendige Leben und wahre Wesen des Christentums von weiland Gerhard Tersteegen. Zweiter Band, III Teil. Spelldorf bei Mülheim an der Ruhr, 1799 (в дальнейшем – Alte Lebensbeschreibung), так называемое «Старое жизнеописание». Историческая достоверность и надёжность этого источника, составленного через несколько лет после смерти Терстегена, безусловно принимается всеми современными исследователями его жизни и творчества. См: van Andel. S. 27.
8
Гейдельбергский катехизис – исповедание Реформатской Церкви, составленное в 1563 г. В 1618 г. этот катехизис включён в число символических книг Реформатской Церкви.
9
Продолжающаяся (углубляющаяся) реформация (голл.).
10
«Путь истины». Трактат IV, «Об отношении к особым духовным дарам, видениям, откровениям и тому подобному», § 9. Наст. изд., с. 191.
11
По выражению К. П. ван Анделя. См. van Andel. S. 80.
12
Лабадисты – последователи Жана де Лабади (см. прим. 26); эта община к середине XVIII в. практически прекратила своё существование. Гернгутеры – пиетистское движение, возглавлявшееся выдающимся религиозным деятелем, проповедником и поэтом графом Николаем Людвигом фон Цинцендорфом (1700–1760); существует и поныне. Терстеген критиковал гернгутеров за то, что они останавливались на начальных этапах обращения, считая их уже достигнутой полнотой христианской жизни (в частности, V трактат «Пути истины» посвящён разбору этого явления «поверхностного христианства»).
13
Церковный сепаратизм – в отличие от раскола, не создание собственной параллельной «церкви», а, при номинальной принадлежности к господствующей Церкви, неучастие в её жизни. Следует отличать церковный сепаратизм от индифферентизма: первый предполагает у человека стремление к жизни во Христе, последний – лишь формальную принадлежность к Церкви.
14
«Умное делание» – молитвенное сосредоточение всех духовно-душевных сил человека («ума и сердца», по святоотеческой терминологии) в устремлении к Богу. Традиционно связывается с непрестанной Иисусовой молитвой.
15
«Приимательный» (церк. – слав.) – принимающий (воспринимающий) действие совне без своей активности. Со стороны принимающего требуется «освобождение места» для принимаемого дара и «пассивное» его принятие. Более подробно см. прим. 16 к трактату I. Наст. изд., c. 97–98.
16
Ниже мы вернёмся к более подробному рассмотрению этого вопроса.
17
Alte Lebensbeschreibung. S. 11.
18
Ibid.
19
См.: van Andel. S. 21.
20
Ibid.
21
Gerhard Tersteegen. Für Dich sei ganz mein Herz und Leben. Gießen, 1997. S. 7–8. См. также: van Andel. S. 21.
22
Исх. 4, 25–26. Здесь важна эта отсылка, поскольку в данном отрывке говорится говорится об избавлении Моисея (а в его лице – всех духовно призванных людей) от того, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
23
Подчёркнуто Терстегеном.
24
Van Andel. S. 22–23.
25
См.: Ibid. S. 23.
26
Жан де Лабади (1610–1674) – иезуит, перешедший в протестантизм. Крайний сепаратист, создатель сообщества «лабадистов», ожидавших скорого наступления тысячелетнего царства Христова. В своих пламенных проповедях призывал готовиться к этому очищением души и сосредоточением на внутреннем богопочитании.
27
Alte Lebensbeschreibung. S. 20.
28
Географически-историческая область, часть нынешней Северной Рейн-Вестфалии. Основные города: Вупперталь и Золинген. Мюльхайм граничил с Бергишской страной с севера.
29
Alte Lebensbeschreibung. S. 20–21.
30
Готфрид Арнольд (1666–1714) – радикальный пиетист, мистик, историк, в последний период жизни – лютеранский пастор.
31
См., напр., трактат VI, «О различном понимании того, что есть благочестие и преуспеяние в нём», § 23. Наст. изд., с. 272.
32
Geistliche und erbauliche Briefe über das inwendige Leben und wahre Wesen des Christentums von weiland Gerhard Tersteegen. Zweiter Band, III Teil. Spelldorf bei Mülheim an der Ruhr, 1799. S. 462–470.
33
См.: van Andel. S. 41.
34
В частности, он смог показать, какими источниками пользовался Иоганн Арндт при составлении своей книги «Об истинном христианстве».
35
Auserlesene Lebensbeschreibungen heiliger Seelen. Walzbachtal, 2017. B. 3. S. 3.
36
Ср.: Auserlesene Lebensbeschreibungen heiliger Seelen. B. 1. S. 14–16.
37
См.: Ibid. S. 10–14.
38
См.: van Andel. S. 43.
39
Валентин Вайгель (1533–1588) – немецкий богослов, мистик, лютеранский пастор. Самого Вайгеля Терстеген не читал; его влияние было опосредованным, через Готфрида Арнольда.
40
См.: Валентин Вайгель. Избранные произведения. М., 2016. C. 158; 180–181.
41
Geistliche und erbauliche Briefe über das inwendige Leben und wahre Wesen des Christentums von weiland Gerhard Tersteegen. Erster Band, II Teil. Solingen, 1773. S. 229.
42
«Краткое изъяснение того, что есть мистика». Приложение 2 к трактату VI, §§ 6–7. Наст. изд., с. 291.
43
Vom Separatismus und der Herunterlassung // Gerhard Tersteegen’s nachgelassene Aufsätze u. Abhandlungen. Essen, 1842. S. 27.
44
Tersteegens hinterlassene Erklärung seines Sinnes, seinem Testamente beigelegt // Gerhard Tersteegen. Ich bete an der Macht der Liebe. Gießen, 1997. S. 44.
45
«Ободряющее и воодушевительное послание, обращённое к… духовно пробуждённым душам в виду угрожающего им преследования». Приложение к трактату XI, §§ 2–3. Наст. изд., с. 384–386.
46
Жанна-Мария Бувье де ла Мотт Гюйон (1648–1717) – французский мистик, одна из крупнейших представительниц квиетизма.
47
См.: Alte Lebensbeschreibung. S. 24. Надо заметить, что Терстеген специально проводил свои собрания так, чтобы они не совпадали с городскими богослужениями: или по четвергам, или, если в воскресенье, то в дневное время.
48
Ibid. S. 24–25.
49
Цит. по: Gerhard Tersteegen. Geistliche Reden. Göttingen, 1979. S. XIV.
50
Alte Lebensbeschreibung. S. 35.
51
Фридрих II писал по-французски и издавал свои произведения анонимно. В немецком переводе сочинения прусского короля вышли в начале 1760-х гг. в нескольких томах. Сан-Суси (от фр. «sans souci» – «без забот») – дворец Фридриха II в Потсдаме.
52
См. трактат II «Пути истины», «Рассуждение о границах человеческого ума в деле постижения божественных истин».
53
Цит. по: van Andel. S. 61.
54
Alte Lebensbeschreibung. S. 4.
55
Alte Lebensbeschreibung. S. 88.
56
Ibid. S. 90.
57
Цит. по: van Andel. S. 184.
58
См.: Alte Lebensbeschreibung. S. 93.
59
Alte Lebensbeschreibung. S. 93.
60
См.: Ibid. S. 96.
61
Ernst Christoph Hochmans von Hochenau Glaubens-Bekänntnüß / Geschrieben aus seinem Arrest […], S. l., 1709. S. 5.
62
Gerhard Tersteegens nachgelassene Aufsätze u. Abhandlungen. Essen, 1842. S. 75.
63
Обзор «Пути истины» составлен по следующим книгам: 1. Hansgünter Ludewig. «Mein Leben sei ein Wandern». Der Weg Gerhard Tersteegens; 2. Hansgünter Ludewig. Bücher und Zensur bei Gerhard Tersteegen (обе книги готовятся к печати). Сердечно благодарю д-ра Людевига за любезно предоставленные им материалы.
64
Трактат II, «Рассуждение о границах человеческого ума в деле постижения божественных истин», Введение. Наст. изд., с. 123.
65
Там же, § 7. Наст. изд., с. 127.
66
См.: Alte Lebensbeschreibung. S. 25–26.
67
Его восприятие для современного читателя может быть сопряжено с некоторыми трудностями, поскольку этот трактат в наибольшей степени погружён в контекст внутрипротестантских споров (ведущихся с самого начала Реформации) об оправдании и освящении (то же относится отчасти и к приложению I). См. об этом: Исаев С. А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. СПб., 2000. См. также прим. 31 к трактату V, наст. изд., с. 230–231.
68
См. выше, прим. 12.
69
Герлах Петерсен – современник Фомы Кемпийского, принадлежащий, так же как и Фома, к «Братству общей жизни» (предреформационное духовно-церковное движение в Германии и Голландии).
70
См.: van Andel. S. 57.
71
См.: bogoslov.ru/persons/5089899/index.html.
72
«Erbreligion» – так сам Терстеген именовал свою принадлежность к Реформатской Церкви. См.: Alte Lebensbeschreibung. S. 53.
73
Walter Nigg. Heimliche Weisheit. Mystische Leben in der evangelischen Christenheit. Zürich und München, 1987. S. 308–309.
74
Hansgünter Ludewig. «Mein Leben sei ein Wandern». Der Weg Gerhard Tersteegens (в печати). S. V.
75
См.: Письма о духовной жизни епископа Феофана. М, 1897. C. 12–13 и др.; Творения святителя Игнатия. Т. I, М. 1996. C. 243–244 и мн. др.
76
См.: Начертание христианского нравоучения епископа Феофана. М., 1895. С. 418–423 и мн. др.
77
Проф. А. И. Осипов. Аудиолекция. Архив радио «Радонеж», 5.08.2017 (radonezh.ru/radio/2017/08/05/23-00.html).
78
См.: Творения святителя Игнатия. Т. V. М. 1996. С. 69 и мн. др.
79
Путь ко спасению. Сочинение епископа Феофана. М., 1899. С. VII.
80
Там же. С. 46–48.
81
У св. отцов встречается «внутреннее» понимание веры – см., например, у преп. Исаака Сирина: «Под верою разумеем не основание общего всех исповедания, но оную мысленную силу, которая светом ума подкрепляет сердце и свидетельством совести возбуждает в душе великое упование на Бога, чтобы не заботилась она о себе самой, но попечение свое во всем беззаботно возвергла на Бога». Преподобного аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М., 1998. С. 188. – Но, к сожалению, не это понимание определяет нынешнюю православную душепопечительскую практику.
82
Прим. 77. См. также: Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни епископа Феофана. М., 1892. С. 167 и др.
83
Там же. С. 451. «Озлобить» (церк. – слав.) – стеснить, ущемить, уничижить, смирить.
84
Известная святоотеческая максима: «Дай кровь и приими дух».
85
Озвучивая прежде всего квиетистскую традицию – о чём мы уже упоминали выше, в начале нашего очерка.
86
См.: Творения святителя Игнатия. Т. V. М., 1996. С. 366 и след.
87
См. известный рассказ митрополита Сурожского Антония о старушке, творившей непрестанную Иисусову молитву: Антоний, митр. Сурожский. Труды. Кн. 1. М., 2012. С. 744.
88
См.: Преподобного аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М., 1998. С. 62; 104.
89
См: Heinrich Heppe. Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche. Berlin, 1875 и Heinrich Heppe. Geschichte des Pietismus und der Mystik in der reformirten Kirche, namentlich der Niederlande. Leiden, 1879, во мн. местах.
90
См.: books.google.ru/books?id=D-88AAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false; https://archive.org/details/wegderwarheitdie00ters.
91
«Открыл, наконец, Бог глаза человека и оказал милость Свою, явив ему истину». Лактанций. Кн. I. Гл. 1 [Ср: Лактанций. Божественные установления. СПб., 2007. С. 33–34].
92
[Для современного читателя переводчик рекомендует следующий порядок чтения трактатов: 1) о богообщении и путях духовной жизни – VI, III, VII, VIII, IX, X и II приложение; 2) богословие, гносеология, церковно-практические вопросы – I, II, I приложение, XII; 3) характеристика эпохи Великого духовного пробуждения; полемика в рамках этого явления – XI, V, IV.]
93
Готфрид Арнольд. Заблуждения и распутья. Кн. 1. Гл. 9.
94
Theologie deutsch. Гл. 23, 24. [ «Theologie deutsch», «Немецкая теология» – анонимный трактат XIV в., оказавший сильнейшее влияние на всё развитие европейской, в т. ч. и немецкой протестантской мистики. Им был весьма увлечён молодой Лютер, издавший его под своей редакцией в 1516 и 1518 гг.]
95
[То есть тем, кто стремится достичь спасения своим умом и своими делами, а не по благодати Божией.]
96
Достаточно посмотреть только, как по наущению злого врага гонители Церкви во всякое время тщились хитростью и насилием повреждать и уничтожать книги Священного Писания – подобно тому, как во времена Маккавеев Антиох Епифан велел разыскивать, разрывать и сжигать книги Закона и предавать смерти всех, у кого их находили (1 Мак. 1, 56–57). То же самое происходило во времена первых христиан, например, в гонение Диоклетиана, начавшееся в 302-м году, когда против книг Св. Писания ополчались с не меньшей яростью, чем против самих исповедников Христа. Библию с ужасными угрозами требовали выдавать, её разыскивали и публично сжигали на площадях руками палачей, к великому огорчению верующих. Каким же благом должно быть то, чего так боится и ненавидит сатана! Итак, если мы размыслим о том, как Бог особым Своим промыслом вопреки всему сохранял Своё писаное слово; как многие мученики проливали кровь, желая лучше отдать на сожжение своё тело, чем книги Св. Писания, о чём с немалой пользой для души можно прочитать в мученических актах (Ruinart. Acta Martyrum. Р. 355, 382, 406, 409), – то невозможно будет не восчувствовать великое благоговение пред сей божественной книгой и не убедиться, что Бог несомненно связывает с ней нечто чрезвычайно важное для спасения наших душ.
97
«Люди, желая того, что вне их, становятся изгнанниками из отечества сердца своего. Поэтому им и даётся писаный закон – не потому, чтобы он не был написан на скрижалях их сердец, но чтобы ты, изгнанник из самого себя, мог быть объятым Тем, Кто повсюду, и вновь вернуться внутрь самого себя. Посему, что возглашает писаный закон к тем, кто оставил закон, начертанный в сердцах их? “Возвратитесь, преступники, в ваши сердца!”» (Августин. Толкование на Псалом 37-й).
98
Часто можно слышать о разночтениях в Священном Писании (когда в одной древней рукописи иногда стоит одно слово, а в другой – другое). Безбожный ум всегда заключает отсюда, что раз так, то и всё в Писании недостоверно и ложно, что, конечно, смущает и вводит в заблуждение неутверждённые и слабые души. Здесь надлежит с несомненностью уверить их, что почти все эти разночтения касаются маловажных вещей и ни в какой мере не затрагивают и не затеняют сущностных истин веры, но, наоборот, лучше освещают и подтверждают их (в чём можно убедиться, читая новейшие исследования, посвящённые библейскому тексту).
99
Сей запечатленный во внешних словах Закон Божий должен быть впечатлен в нас, то есть написан в наших сердцах Духом Святым. Святой Дух должен породить в нас и привести в действие те мысли, чувства и расположения, какие требует от нас Закон; а иначе как Ветхий, так и Новый Завет останется для нас только мертвящей буквой. Ибо поскольку Закон призывает нас к внутреннему послушанию Богу, а мы во всём находим себя нарушителями этого повеления, то Закон решительно возвещает нам проклятие, смерть и осуждение. Это поражает сердце страхом, печалью и отчаянием и только усугубляет мучительное пребывание человека в своей греховной смерти и бессилии. Но с нашим неизменённым сердцем бесполезно ревностно браться за исполнение заповедей Писания, рассчитывая на собственные силы; поэтому все требования Закона должны нас только привести к Иисусу, чтобы мы предали себя Ему со смиренной верой и прилепились к Нему, дабы Он обновил и изменил наше сердце и Сам совершил в нас требуемую Законом правду (Рим. 8).
100
Закон о добре и зле неким образом запечатлен во всякой человеческой совести, как о том говорится в Послании к Римлянам, гл. 2. Но Евангелие, то есть познание единственного средства для искупления грехов и для спасения чрез истинную веру и единение с Иисусом, даётся только из божественного откровения. Это драгоценное слово благовествования Бог изрёк в Писании однажды; мы же с Давидом должны дважды, то есть повторно, услышать его (Пс. 61, 12) в своём сердце, если мы хотим истинно понять и вкусить его.
101
Священное Писание есть наилучшее и самое распространённое средство для обращения человека, его духовного пробуждения, укрепления и т. д. Но это не должно пониматься так, как будто Бог не может или не изволит действовать также и чрез другие средства, да и вовсе без средств. Бог нигде в Священном Писании не обязался действовать только так, а не иначе; также не связал Он себя никакими человеческими постановлениями. Его Дух дышит, где и как Он хочет (Ин. 3, 8). Не всегда есть возможность ходить в церковь или иметь в руках Библию – и однако это нисколько не препятствует богообщению. Многие праведники получают научение, утешение и укрепление от Бога, не думая в тот момент о словах Писания, – хотя всё, совершающееся с ними, наиточнейшим образом согласно с Писанием, и всегда будет согласно.
102
Беседа 18-я. [Творения преподобного Макария Египетского. М., 2001. С. 362.]
103
Кассиан. Монастырские установления. Кн. 5. Гл. 34. [Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 69.]
104
Св. Нил. [Преподобный Нил Синайский. Точная цитата не установлена.]
105
Кн. 1. Гл. 3. [См.: Фома Кемпийский. О подражании Христу // Богословие в культуре Средневековья. К., 1992. С. 234.]
106
[Приводимый Лютером стих отсутствует как в русском, так и в современном немецком тексте Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.]
107
Это опытно дознал и выразительно исповедал на смертном своём ложе богонаученный муж Андре Ривье, перенесший тяжкие телесные и душевные страдания. Так он молился Богу: «Ты – Учитель душ. Я научился богословию в эти десять дней, когда Ты посетил меня, больше, нежели во все прошедшие пятьдесят лет, когда я ничего в нём не понимал. Ты соделал, что я вошёл в себя самого. Доселе я был не во мне; я был в мире сем. Ныне я в школе Бога моего; Он учит меня совсем иначе, чем это делали все доктора богословия, чтению которых я отдал столь много времени. Сколько же суеты во всём, что исходит от человеческого духа!» и т. д. Ах! если бы люди отдавали себе в этом отчёт в своё время! [Андре Ривье (1572–1551) – пастор и профессор теологии в Лейдене, советник Вильгельма II Оранского.]
108
[В нем.: «leidentlicher Verstand», «страдательный (то есть противоположный активному) ум». Аналогия: соотношение действительного и страдательного залога в грамматике. Для перевода употреблено славянское слово, которое шире, чем русское «принимающий». «Приимательный» – принимающий (воспринимающий) действие совне без своего содействия. Со стороны принимающего требуется лишь несопротивление тому, что даётся, и «освобождение места» для принимаемого дара.]
109
«Допустим, у нас есть корабль, равномерно нагруженный, снабжённый рулевым, гребцами, канатами и снастями, якорем и всем прочим, но нет ветра: какой будет прок во всём этом прекрасном снаряжении, если ему на помощь не придёт дуновение ветра? Так и когда мы образованы, глубокомысленны, красноречивы, умны, но нет при этом Святого Духа, то не будет от всего этого никакого толку» (Иоанн Златоуст. О Святом Духе). [Ср.: Беседа о Святом Духе, 8 // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. СПб., 1897. Т. 3. Кн. 2. С. 890. Беседа отнесена к разделу Spuria (сомнительных).]
110
«Если ты имеешь Духа Господня, то знание иностранных языков будет тебе весьма полезно, ибо чрез сие ты сможешь иногда понять некоторые места Писания несколько легче и скорее. Но Тот же Самый Дух может дать, а часто и даёт, лёгкое уразумение Писания само по себе и без всяких языков… Ибо если ты не имеешь Самого Духа Божия, то все твои языки останутся для тебя мёртвой буквой, и никогда не может быть так, чтобы только при помощи языков ты понял духовный смысл хотя бы одного стиха Библии» (Франсуа Ламберт. «О пророчествах, научении и языках». Трактат II. Гл. 5). [Франсуа Ламберт Авиньонский (1486–1530) – гессенский реформатор, профессор Марбургского университета.]
111
Франциск Роуз, «Небесная академия». Гл. 7. [Франциск Роуз (1579–1659) – видный английский политик и религиозный деятель, представитель пуританства.]
112
«Чтобы верой и сердечным зрением увидеть, услышать и уразуметь то, что ученики Господа духовным образом говорят, понимают и делают, необходимо иметь новое око, новый слух, новое сердце» (Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2). [Ср.: Климент Александрийский. Строматы. Т. 1. СПб., 2003. С. 269.]
113
Исповедь. Кн. 12. Гл. 25; 30. [Ср.: Августин, блаж. Исповедь. В пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 2013. С. 211, 216.]
114
Исповедь. Кн. 3. Гл. 5. [Ср.: Августин, блаж. Исповедь. В пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 2013. С. 34.]
115
[Франциск Роуз. См. выше прим. 19. Точный источник цитаты не установлен.]
116
«Любовь есть цель и конец Закона. Посему, если ты не можешь прочитать всю Библию, то сохрани любовь – и в ней ты обрящешь всё божественное познание»; «Кто думает, что он уразумел Писание, но не научился при таковом разумении любить Бога и ближнего, тот совсем ещё ничего в Писании не понял» (Августин, блаж. Проповеди на Господские праздники, 39; О христианской науке. Кн. 1. Гл. 36).
117
[В некоторых изданиях «Пути истины»: «чистом».]
118
Tomus novem. Hallae, Folio 162. [Мартин Лютер. Т. 9. С. 162. Галле, 1740–1753].
119
«Чтение внешней буквы напитает человека совсем мало, если он не почерпнёт из сердца изъяснение и внутренний смысл читаемого». «Райская лествица». Гл. 4, в писаниях свв. Бернарда и Августина. [ «Райская лествица» – средневековый сборник изречений святых.]
120
[Терстеген здесь полемизирует с общепринятым переводом Ин. 5, 39: исследуйте Писания.]
121
«Как я уже говорил, так увещеваю снова: если среди твоих размышлений над Писанием придёт Святой Дух и Сам начнёт проповедовать в твоём сердце Своими светоносными и ясными мыслями, то воздай Ему честь, оставив твои уже сложившиеся суждения. Утишься и внимай Тому, Кто проповедует лучше, чем ты; и что Он возвестит тебе, то запомни и запиши, и так познаешь ты многие чудеса» (Лютер. Альтенбургское издание. Т. 6. С. 473).