Размер шрифта
-
+

Путь голоса. Сборник статей - стр. 5

Если мы посмотрим на логопедию, фонопедию, фониатрию и традиционную вокальную педагогику, мы везде обнаружим «инструментальное» отношение к голосу. Голос – это инструмент, который нужно развивать или настраивать, или чинить. Это хорошо, и я никак не умаляю ценность такого взгляда. И всё же, как психотерапевт и музыкант, я предлагаю другой ракурс. И он проявляется в одной из ключевых практик метода ИГТ – практике «Я – голос».

Скажите себе лишь на мгновение: ” Я – ГОЛОС». Что изменится в ощущениях? Когда студенты моих учебных программ делают эту практику, она вызывает бурю чувств, а для многих становится краеугольной во взгляде на себя и свои отношения с голосом.

Мы все привыкли к некоторому объектному отношению к себе, и от себя к другим. Для нас мы в мире и всё, что вокруг нас в мире – это объекты внимания и взаимодействия. Тело – это то, что мы кормим, лечим, тренируем, одеваем. Дети, партнёры, друзья, коллеги, просто люди. Это отношение, которое в философии Мартина Бубера определено как «Я – ОНО». Я и что-то другое/кто-то другой.

Очень редко, в какие-то моменты озарения мы можем спонтанно выйти на отношение «Я – ТЫ». Представьте себе такую картину: вы идёте по лесу, и вдруг у вас возникает желание подойти к дереву и коснуться его. И вот вы подходите и прикасаетесь к дереву. И в какой-то момент у вас чёткое ощущение: дерево тоже касается вас в этот момент!

И это совсем другое отношение и чувство. Мы больше не разделены, я и мир – это одно целое, и мир со мной разговаривает. Другой человек – это не объект, а тонкие струны души, которые трогают мои струны, и мы вместе со-звучны в пространстве момента, который тоже звучит. Это уже моя звуковая интерпретация идеи Бубера, как вы понимаете.

Что же тогда ГОЛОС? Это живое существо, живая суть, духовная и одновременно материальная субстанция, которая хочет диалога. И в таком диалогическом взаимодействии у нас уже совсем другие УШИ. Мы иначе слышим. Слышим не качества для развития и исправления (напряжение связок, мышечный тонус, задранная позиция, гнусавый тембр, тихий звук или что-то подобное), а голос внутренней сути.

Голос отражает все внутренние процессы человека на физическом, эмоциональном, ментальном и духовном уровнях. И, возможно, ещё на каких-то уровнях, которые мы пока даже определять не научились. Голос – это мгновенный синтезирующий ретранслятор сути явления – человека, события, процесса.

И в диалоге присутствуют как минимум два голоса: это Я-голос и Ты-голос. Когда мы вырабатываем в себе такое качество слушания, то оно всё меняет. Мир начинает с нами разговаривать голосами других людей и голосами событий, голосами леса, воды, голосами произведений искусства и духовных пространств. И, главное, мы тоже начинаем разговаривать с миром!

Страница 5