Размер шрифта
-
+

Путь голоса. Сборник статей - стр. 14


Концепция памяти складывалась и вынашивалась в ресурсной терапии около 20 лет. За это время были исследованы устоявшиеся модели памяти в психоанализе, гештальт-терапии, в современной школе российской психологии и психофизиологии, нейрофизиологии. На мой взгляд, концепция памяти человека в российской науке всегда отличалась своей глубиной, многомерностью и связью с физиологией мозга и нервной системы.

Мне посчастливилось встречаться с Бехтеревой Натальей Петровной, когда Институт Мозга (Санкт-Петербург) переживал свой расцвет. Натальей Петровной делались важные выводы по поводу взаимосвязей мозга с другими функциями человека. Она проявила большой интерес к моей докторской диссертации и дала положительный отзыв на исследования и монографию. Мы говорили с ней о трудностях научного изложения результатов, полученных в экспериментах, и о необходимости поиска возможности разъяснения современным ученым особые психофизиологические феномены, которые нам удалось зафиксировать в перинатальной психологии, о которой тогда еще и говорить было невозможно (не было специалистов в этой области). Мы говорили о родовом трансе, этой темой занимался сотрудник Института Мозга – Спивак Д. Л., а у меня также были интересные наблюдения по этому поводу. [1]

Спивак Д. Л. предложил назвать родовые трансы «измененным состоянием сознания», потому как они еще в то время не могли быть описаны с точки зрения физиологии и психиатрии, но было ясно, что эти состояния не относились к патологии, а были связаны с индивидуальными перегрузками и особенностями психики в предродовом и родовом периоде (иногда и в послеродовом периоде). [5]

Интересно то, что в таком состоянии женщины иногда самопроизвольно начинали звучать, петь, и чем больше они погружались в звучание, тем легче они переносили боль и страдания. Если их начинали выводить из этого состояния (с помощью лекарств, диалога, манипуляций), они быстрее переходили из пограничного заторможенного состояния в сверхнапряженное, возбужденное и не могли адекватно переносить боль, переходили на крик, вопль или иногда теряли сознание.

Наталья Петровна Бехтерева с интересом наблюдала за этими исследованиями, сама как исследователь обобщала свой клинический опыт, связанный с переживанием трансовых, измененных состояний сознания. В этот период она пришла к серьезным изменениям в своем мировоззрении и приняла такую глобальную философскую категорию как Бог и связь его с человеческой природой. Ей было не чуждо обсуждать пограничные состояния сознания и искать причины нарушения работы мозга в связи с травмой, психотравмой. В моей монографии ее заинтересовали исследования сновидений у беременных как диагностического материала, и особенно ей была интересна тема родового голоса. Она удивилась, что мы этим занимаемся и пообещала поддерживать нашу работу. Это было в 2003 году.

Страница 14