Размер шрифта
-
+

Путь Четырех. Часть I. Создайте баланс стихий в своей жизни - стр. 11


Стихийные соответствия в греческой философии


Аристотель добавляет одну стихию

Аристотель немало интересовался природой и происхождением стихий. В его «Метафизике» стихии возникают из четырех эссенций (сущностей): тепла, холода, сухости и влажности. (Влажность – это жидкость, принимающая форму сосуда, который заполняет; а потому Воздух и Вода являются влажными. Сухость сохраняет свою собственную форму.) Аристотель говорил о постоянном взаимодействии сущностей, которое, как показано в предыдущей таблице, и породило стихии.

Он задавался вопросом: если можно комбинировать разные сущности – влажную и жаркую, сухую и холодную, – возможны ли все, то есть любые комбинации? На что похожа влажная сухость? На что похожа холодная теплота? Таинственную «пятую сущность» (квинтэссенцию) Аристотель назвал эфиром и предполагал, что именно из него состоит рай.

Концепция Аристотеля легла в основу теории Духа как пятой стихии у современных оккультистов. (Греки принесли понятие эфира в Индию примерно в 400–500 годах н. э. На санскрите слово эфир звучало как акаша — и индуисты считали его пятой стихией. Когда западные оккультисты познакомились с учением индуизма, они перевели слово «акаша» как «дух»; так Дух стал пятой стихией, или пятым элементом.)

Многие виккане и по сей день оперируют представлением о пяти стихиях – Воздухе, Огне, Воде, Земле и Духе (акаша) (слово «эфир» вышло из употребления). Пентаграмма – основной символ язычников и ведьм – представляет собой именно единство пяти стихий (рис. 1). Каждый из концов пентаграммы символизирует одну из стихий; Дух пребывает на вершине.

Общеизвестно, что виккане помещают Дух на острие своей пентаграммы, тогда как сатанисты – в основание перевернутой пентаграммы. Главное разногласие здесь в том, что ставить выше – Дух или материю. По моему мнению, религия, ориентированная на Мать-Землю, не должна разделять материю и Дух или предпочитать одно другому. Если сама Земля – это Богиня, разве материя не священна?


Рис. 1. Пентаграмма


«Дух на вершине» указывает на качественное преимущество Духа над стихиями в основании. Греческая философия считала Дух выше и «лучше» материи, а целью индуистской религии было освобождение из материального цикла рождения, смерти и нового рождения. Между тем, в Викке цикл возрождения мы празднуем в теле самой Земли. Мы поклоняемся материи.

По Аристотелю эфир возникает из того же вещества, что и прочие стихии, а виккане категорически обособляют Дух. Мне думается, что такой подход ошибочен.

Поскольку Викка является религией Земли (планеты Земли – Гайи, а не стихии), я не считаю отделение священного (Духа) от материального (стихий) правильным. Напротив, стихии вмещают в себя всю планету Земля, а потому материя также священна. Стихии никак не ниже нас, они

Страница 11