Размер шрифта
-
+

Пушкин – пророк-вестник - стр. 9

Но в то же время княгиня не могла не отдать должного юноше, она сочувствовала ему и однажды сделала ему очень дорогой подарок – древний перстень, найденный в 1706 году при раскопках итальянского города Геркуланума и приобретённый ею во время одного из многочисленных путешествий. Город Геркулануме был засыпан пеплом в 79 году нашей эры после извержения Везувия, уничтожившего знаменитую Помпею.

Принимая из рук Волконской перстень, Веневитинов клятвенно заявил, что наденет его только после венчания с нею или… перед собственной смертью.

Но княгине оставалось лишь посочувствовать ему, поскольку брак был просто невозможен. Но Веневитинов был необыкновенно настойчив, хотя и понимал в душе бессмысленность своих надежд. Оттого и полились стихотворения – одно за другим – на темы, которым противился Анатоль Франс: «Завещание», «Кинжал», «Италия», «К моему перстню», «Элегия», «К моей богине».

В «Завещании» он говорил…


Вот час последнего страданья!

Внимайте: воля мертвеца

Страшна, как голос прорицанья.

Внимайте: чтоб сего кольца

С руки холодной не снимали:

Пусть с ним умрут мои печали

И будут с ним схоронены.

Друзьям – привет и утешенье:

Восторгов лучшие мгновенья

Мной были им посвящены.

(…)


Удивительно пророческое стихотворение «К моему перстню».


Ты был отрыт в могиле пыльной,

Любви глашатай вековой,

И снова пыли ты могильной

Завещан будешь, перстень мой.


Перстню действительно суждено было лечь в могилу с новым своим хозяином. Во время болезни, чувствуя, что дни, а может быть часы сочтены, Веневитинов попросил в последние часы надеть ему на палец перстень, что и сделал Алексея Степанович Хомяков, его друг поэт и публицист.

И в этот момент Веневитинов открыл глаза, посмотрел на перстень, спросил: «Разве меня венчают?» и с вопросом этим ушёл в мир иной.

А ведь княгиня Зинаида Волконская подарила перстень как талисман от горестей и бед… «В горький час прощанья» сказано об этом…


(…) Нет! дружба в горький час прощанья

Любви рыдающей дала

Тебя залогом состраданья.

О, будь мой верный талисман!

Храни меня от тяжких ран,

И света, и толпы ничтожной,

От едкой жажды славы ложной,

От обольстительной мечты

И от душевной пустоты.


Но что же это? Природа дала необыкновенный дар, дар вестничества, вложила силу Космоса, но эта сила направлена лишь на любовь и страдания? Мы видим предметное служение Пушкина, Лермонтова, Тютчева!

К примеру, кроме уже перечисленного выше, по словам Даниила Андреева «миссия Пушкина заключалась в том, что, создав емкий, гибкий, богатый и чрезвычайно выразительный литературный язык и великолепный стих, он этим дал решительный толчок процессу развития всенародной любви к языку, к слову, к стиху и к самой культуре языка как основного средства человеческого общения; вооружил следовавших за ним во времени творцов этим совершенным средством для выражения любых идей и чувств; разработал ряд необходимых для этого новых жанров и сам возглавил процесс художественного выражения этих идей и образов».

Страница 9