Пушкин – пророк-вестник - стр. 29
Всемогущим Богом всё предопределено и предустроено так, что, как заметил мыслитель, «если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы поражённая гнусным видом мерзости запустения и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну до более благоприятных для него условий».
Исходя из вышесказанного, к пророчествам следует относиться как к предостережениям. Причём, предостережения могут несколько изменяться. Они могут меняться от самых суровых до благоприятных. И зависит это от тех процессов, которые происходят в духовной жизни. И сроки свершения могут отодвигаться в зависимости от различных условий.
Лев Александрович Тихомиров писал:
«В определении продолжительности каждого периода и всего срока мировой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один – переменный. Сатана в каждую минуту готов завладеть миром и выпустить для этого всегда готового антихриста. Другой элемент – спасительная благодать Божия точно также всегда, независимо от сроков готова защитить нас. Обе эти силы – противоположные по целям и стремлениям, одинаковы по определённости и постоянству напряжения в своих целях и стремлениях. Но есть третий элемент – сам человек. Напряжение его свободной воли искать Бога или сатану – есть величина переменная. Её-то действие и решает вопрос о продолжительности сроков. Они Господом Богом предусмотрены, и в этом смысле предопределено как Божественное действие благодати, так и попущение злу. Но всё это предусмотрено и предопределено лишь в зависимости от человеческой свободной воли, которую Господь не насилует ни в какую сторону. То есть, иными словами, сами люди своим праведным или неправедным поведением создают условия для тех или иных путей развития исторического процесса.
Это обстоятельство – зависимость сроков от нас самих – и есть, мне кажется, причина того, что сроки нам не открыты. Знание их сковывало бы нашу свободную волю различными соображениями "ещё не скоро" или "уже ничего не поделаешь". Между тем нужно, чтобы наше делание или не делание обусловливалось не такими соображениями, а свободным исканием добра и зла, свободным желанием быть с Богом или, наоборот, – с сатаной.
С этой точки зрения, для христианина нужно не численное предусмотрение сроков, а различение духовно-нравственной зрелости добра и зла для того, чтобы бороться за добро против зла и созидать дело Божие в соответствии с состоянием мира. В этом смысле различение лица времени нужно и полезно. Мне кажется, что только в этом смысле и в Апокалипсисе сказано: «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей».