Псковская земля. Русь или Европа? - стр. 42
Органом власти в городе являлось вече, которое по собственному усмотрению выбирало себе князя и решало политические, экономические и прочие вопросы. Мы будем говорить более подробно о правах и обязанностях веча, когда станем разбирать административное устройство Пскова. Добавим только, что князь подписывал договор с нанимающим его городом, положа руку на эти самые грамоты, клялся не нарушать «вольностей», то есть прав жителей города.
То есть если главный князь не посылает своего посадника, стало быть, его можно будет избрать из своих. А это явное преимущество!
То есть Новгород и его пригороды, а вслед за ним и Псков, избрали не путь монархии, а путь республики.
Крупнейший исследователь Псковской судной грамоты, свода законов средневекового Пскова, Ю. Г. Алексеев[118], назвал три этапа становления русского права:
1) Русская правда и княжеские уставы периода Киевской Руси;
2) Псковская судная грамота[119], характерная в период феодальной раздробленности;
3) Судебник 1497 года, появился в связи с переходом к земско-самодержавному этапу.
Богатство Пскова
Скобари мы – стон комариныйВо болотистых во лесах.Как пожар в гнезде муравьиномЧерный слух о рыцарях-псах.Катит смертный клубок паучий,Против солнца заверчен круг.Скобари мы – и выпал случайНас проверить на прочность вдруг.Встанем силищей неотступной,Огневицей бой заварив,Несгибаемы, неподкупны,Потому что мы – скобари!М. Амфилохиева
На землях, расположенных вокруг Псковского озера, находились пашенные угодья, было там и рыболовство. Из ремесел наиболее развиты кузничное, строительное, ювелирное дело. Кстати, о кузнецах: по легенде, своему прозвищу – скобари – псковичи обязаны именно этой профессии. Скобари – кузнецы-ремесленники, изготавливающие скобяные изделия, которыми издревле славился Псков. Собственно, в Санкт-Петербурге скобарями называли жителей села Рыбацкое, расположенного в устье реки Славянки. В 1715–1716 годах по приказу Петра I сюда были переселены около двухсот семейств рыбаков из-под Пскова.
Псковская земля торговала с Новгородом и другими русскими городами, а также с городами Прибалтики и Западной Европы. Основной торговый путь из Новгорода в Псков был речным и проходил по течению рек Шелони и Черехи. Найдены берестяные грамоты, подтверждающие серьезную торговлю между Псковом и другими городами: так, в грамоте середины XIII века идет речь о торговле беличьими шкурками, на которые в Пскове существовал спрос. Грамота была адресована новгородским купцам Кюрике и Герасиму от псковского купца Онфима: «Если вы еще не сторговали, то пришлите сюда немедленно, потому что у нас здесь есть спрос на беличьи шкурки». Купцы отвечали Онфиму, что присланный им торговый человек по имени Ксенофонт не внушает им доверия. То есть в то время, когда Онфим находился дома, его торговый представитель крутился с товаром между Псковом и Новгородом, где заключал сделки. В псковской берестяной грамоте последней трети XIII века пишется: «Поклон от Степана Вацюте. Сколько ты взял того сукна, в этом я полагаюсь на Бога и на тебя. Срочно погрузи его на ладью, при этом объяви своим сукном. А что касается того, сколько будет за это платы, то мы знаем сколько».