Психотерапия по-русски - стр. 2
Мы все появляемся на свет оторванными от Бога, какую-то часть своей жизни проводим абсолютно безбожно, и нас это вполне устраивает. О чём это говорит? Это говорит о том, что некий залог наших будущих душевных расстройств и связанных с ними страданий мы имеем от рождения. Позднее, каждому в свой срок, нам обязательно предстоит разочароваться в своей мнимой самодостаточности и понять, что только своим умом и своей волей прожить с пользой для себя нельзя. Через это важное открытие проходит каждый человек, если он не сумасшедший. Возможно, это разочарование в себе станет самым важным и судьбоносным событием в жизни.
Какая радость узнать, что ты никогда не был и никогда не будешь одинок! Что ты можешь полностью доверить себя Тому, Кто позаботится о тебе лучше тебя самого в тысячу раз. Человек впервые осознаёт себя как Божественный проект, который может быть реализован в полной мере только с помощью Того, у Кого есть авторские права на человека и коды доступа к нему. Человек, раскаявшись в своём безбожии, может достичь такой степени зрелости, когда в его жизни уже не будет места суетным страхам, тревоге и отчаянию. Такая степень нашей зрелости называется Верой. Кто бы мог подумать, что вера – это неизбежный результат созревания человека как личности? Не рассудочное знание, не жизненная мудрость, а именно вера.
Святоотеческая мудрость считает рассудок низшей познавательной способностью нашего ума, которая не включает интуицию, духовность и веру. То, во что человек в конце концов уверовал, определяет все его мысли, желания и поступки, а, значит, и судьбу. Вопрос только в том, во что или в кого человек уверовал. Убеждения, основанные на вере, всегда идут впереди ума. На этом принципе основана современная наука, которая всегда старается доказать то, в чём она заранее уверена. На этом же принципе основана вся наша жизнь с её теорией и практикой.
Вера и убеждения человека – это явления духовного порядка, определяемые свободной волей человека. Если наши тело и душа с их способностями созреют и разовьются худо-бедно сами, реализуя заложенный в них Богом жизненный потенциал, то духовное развитие возможно только как свободный волевой акт самого человека. Моя задача – подогревать в людях эту свободную активность, используя опыт православия.
Предлагаемая Вам книга построена из моих лекций, которые были прочитаны в разных аудиториях, в разные периоды моей жизни. Я очень благодарен моим друзьям и единомышленникам, которые сумели донести мою устную речь до Вас во вполне читабельном виде, сохранив мысли и стиль речи автора. Учитывая мою врачебную манеру живого общения с аудиторией, сделать это было не просто.