Психология Таро. Самопознание через архетипы и бессознательное - стр. 12
На программах психологического консультирования и реабилитации клиентов просят определить свои «почему» в самом начале лечения. Речь идет о самых важных для человека ценностях, ради которых он готов тяжело трудиться. Именно поэтому мне кажется, что разговор о старших арканах уместно начать с наивысшей точки этой последовательности, а именно с карты Мира. Мир – последняя карта в группе старших арканов. Это конец пути, редчайшее сокровище, которое находят с великим трудом.
Джозеф Кэмпбелл однажды сказал: «Таинство жизни превосходит человеческое воображение. Наши знания о мире определяются в категориях противоположностей: бытие и небытие, множество и единичность, правда и ложь. Мы всегда мыслим противоположностями. Но Бог как Абсолют находится за пределами противоположностей, он представляет единство всего»[4]. Мир играет роль Абсолюта, где нет противоположностей.
Когда все вещи вне зависимости от того, насколько конфликтующими они кажутся на первый взгляд, могут существовать вместе, когда ложные границы стираются, наступает переживание полноты существования – это идеал как для мистики, так и для современной диалектической поведенческой терапии.
Мифический пророк Гермес Трисмегист наставлял последователей герметизма «схватывать мыслью все сразу, все времена и пространства, все вещества, качества и колебания вместе, тогда вы сможете постичь Бога». Таким же образом диалектическая поведенческая терапия выступает за синергию противоположностей и помогает человеку выполнять два действия, кажущиеся несовместимыми: принять всего себя целиком и стараться стать лучше. В психоанализе Мир может представлять собой интеграцию сознательного и бессознательного, эго и тени. Этот альянс требует рекламации всех аспектов «я», с которыми мы родились, но которые научились загонять в подполье, потому что они – как нам сказали – были неприемлемыми и нежелательными. В мифах и старых сказках Мир символизирует «и жили они долго и счастливо» – свадьбу принца и принцессы, то есть воссоединение взаимодополняющих сил воли и воображения, или возвращение отвергнутого брата-близнеца, которого сразу после рождения бросили в лесу.
Мир говорит о возвращении от внутреннего к взаимозависимости. Об умении воспринимать мир таким, какой он есть, со всеми противоречиями и различиями, где и деревня, и лес существуют бок о бок, в свое время и в своем месте. Возможно, то, как наш ум постигает мир, видя его разделенным, раздробленным и расколотым, – это проекция нашей внутренней раздробленности, того, что мы принимаем и изгоняем. Мир – это надежда на то, что однажды мы сможем постичь целостность своего существа и целостность окружающего мира со всей его безумной неоднозначностью.