Размер шрифта
-
+

Психология любви и секса. Популярная энциклопедия - стр. 29

Подробнее сексуальные отклонения мы обсудим в седьмой главе «Нетрадиционная любовь», а пока я хочу подчеркнуть, что две весьма мощные доминанты полового поведения, связанные, с одной стороны, полученными еще при рождении генетическими программами, а с другой – социальными программами, внедренными в подсознание в раннем детстве, фактически остаются «за кадром» нашего сознания, делая жизнь человека мало предсказуемой, а временами просто загадочной.

Согласно концепции З. Фрейда, конфликт между природными потребностями (в частности сексуальностью) и требованиями цивилизации принципиально неразрешим, ибо инстинктивная жизнь человека направлена на эгоистическое самоудовлетворение, а культура может существовать лишь ценой подавления инстинктов. Человечество оказывается между двух огней: постоянное подавление глубинных сексуальных потребностей вызывает неврозы, а их раскрепощение означало бы всеобщую анархию и гибель культуры. Однако подавленное либидо (сексуальную энергию) можно переключить на другие виды деятельности – труд, занятие бизнесом, художественное творчество и т. д. Недаром свои самые великолепные произведения художники и поэты создавали, испытывая неудовлетворенную любовь, ибо они сублимировали (превращали, переводили) половую энергию в мощь творческого порыва. Зигмунд Фрейд утверждал, что для человеческой культуры подавление сексуальной энергии в определенной мере полезно, ибо именно эта энергия толкает людей на великие свершения и повседневные дела.

Если же людям разрешили бы легко удовлетворять свои потребности, то пропал бы стимул к деятельности, они перестали бы трудиться, и сексуальность поглотила бы все их физические и психические силы. Кроме того, слишком легкое удовлетворение сексуальных потребностей привело бы, в конце концов, к потере их ценности, усилив другой фундаментальный импульс человеческой психики – инстинкт смерти и разрушения, что могло бы привести к упадку культуры. Примеры жизни некоторых племен Полинезии, где сексуальное удовлетворение практически не знало ограничений, демонстрируют, как медленно продвигаются такие народы по пути научно-технического прогресса.

В числе откликов на первое издание данной книги я получил письмо от Александра (фамилию и город он не указал), который предложил свою версию возникновения и смысла любви. Он пишет: «Мы с друзьями как-то задумались: а зачем вообще любовь нужна, с какой целью запланировала ее природа-матушка и какая от нее практическая польза? Мы пришли к следующей гипотезе: для того чтобы детеныши животных могли самостоятельно себя кормить и защищать, им требуется сравнительно немного времени – самка вполне способна сама их выкормить на начальном этапе! У людей же – для того, чтобы ребенок мог самостоятельно себя «содержать», требуется как минимум лет 12–15. Женщине самой достаточно сложно все это время обеспечивать ему полноценную жизнь, потому что у людей, по сравнению с животными, запросов куда больше, поэтому рядом с ней должен быть все это время еще и самец – чтобы ей помогать. А как удержать рядом самца? Вот тут-то и становится ясным, зачем нужна любовь».

Страница 29