Психология человека - стр. 18
3. Надсознательные процессы – процессы образования интегрального продукта в процессе большой сознательной работы. Такие процессы в повседневной жизни часто называют интуицией, то есть способ принятия решения путем анализа на уроне, находящимся вне контроля сознания. При интуитивном познании субъект не знает того конечного решения, к которому приведет надсознательный процесс, кроме того, неизвестно, в какой момент надсознательные процессы прекращаются.
Таким образом, в психике человека сознательные и бессознательные процессы тесно связаны, трудно провести четкую грань между ними, а само бессознательное представляет собой сложную иерархическую систему.
2.4. Внутренний мир человека
Во внутренний мир человека, то есть его психическую жизнь, входят образы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира. Формирование субъективного образа объективного мира является частью жизни человека. Протекает это без обязательного осознания явлений психики, хотя на определенном этапе они начинают осознаваться. Человека интересует не сам субъективный образ, а включенность самого человека во внутренний мир.
Внешний мир составляет единство с внутренним миром, так как во внешнем мире опредмечиваются потребности человека. В деятельности предметы внешнего мира приобретают личностный смысл. А образ внешнего мира всегда имеет черты приспособления к задаче деятельности.
Внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, формирующуюся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающую все многообразие его бытия (В. Д. Шадриков).
Внутренний мир возникает через восприятие субъектом его собственных потребностей и переживаний. Проживание
жизни и есть поток изменений внутреннего мира, в каждый момент жизни вплетенный в реальные действия и поступки. Это потребностно-эмоционально-информационная субстанция и есть душа человека. Эта душа живет в единстве с телом и относительно независима от внешнего мира. Душа составляет сущность человека и проявляется в его поведении. Душа является той инстанцией, которая преломляет и преобразует внешние воздействия. Поэтому она выступает как устойчивое основание личности.
Являясь единым целым, душа-субстанция одновременно выступает как организованное целое, имеющее свою структуру. Структурные связи и образуют внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия (С. Л. Рубинштейн).
Мир внутренней жизни человека функционирует и развивается по своим законам, как считает В. Д. Шадриков.