Размер шрифта
-
+

Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2018–2019 - стр. 46

). В силу специфики исследований, проводимых Д. В. Люсиным, расчет коэффициента сензитивности осуществлялся способом, отличающимся от нашего. Показатель S выражался через формулу S = Σ(R>iQ>i)/m, где R>i – правильный ответ на i-ю шкалу, Q>i – ответ испытуемого на i-ю шкалу, m – количество шкал (Люсин, 2013). Сензитивность Д. В. Люсин понимает, как склонность испытуемого видеть в стимульном материале определенную эмоцию независимо от правильности его ответов. При высокой сензитивности к определенной эмоции человек видит ее даже там, где объективно она отсутствует, но вероятность ее наличия существует. Такое понимание сензитивности к эмоциям укладывается в концепцию эмоционального смещения (emotional biases) при переработке эмоциональной информации, суть которой заключается в наличии влияния эмоциональных состояний и эмоциональных личностных черт на переработку стимулов в зависимости от их эмоциональной окраски (Кожухова, 2016; Öhman, 2001). В самом общем плане эмоциональная чувствительность (или сензитивность) определяется как способность воспринимать эмоциональные стимулы, идущие из внешней среды. Определение является очень общим и не дает ответа на вопрос, какая способность имеется в ввиду – способность к объективному восприятию эмоциональных стимулов или способность к повышенному эмоциональному реагированию, которое в восприятии выражается в феномене эмоционального смещения.

Целью данного исследования является, прежде всего, изучение возможности точного определения эмоциональной валентности в процессе микрогенеза восприятия эмоциональных фотоэталонов, изучение субъективного отношения человека к воспринимаемым базовым эмоциям на выборке девушек различной профессиональной направленности. Выбор групп испытуемых был продиктован задачей изучения особенностей эмоциональной сферы, которая, согласно нашим предположениям, имеет свою специфику в зависимости от профессиональной направленности испытуемых.

Методика исследования

В эксперименте использовалась авторская модификация (Л. А. Хрисанфова, А. В. Жегалло) методики опознавания паттернов, предъявленных в микроинтервалах времени с одновременным зашумлением экрана с использованием «маски» (гауссов шум, сделанный в PaintShop, с нормальной гистограммой распределения яркости). Уровень зашумленности снижается постепенно. В рамках данного исследования было опробовано два варианта сочетаний «время – шум». Первый вариант представлял собой шесть градаций сочетания «время – шум» (16 мс – 80 % «шума», 34 мс – 80 % «шума», 34 мс – 70 % «шума», 49 мс – 60 % «шума», 49 мс – 50 % «шума», 66 мс – 40 % «шума»), на каждую из них предъявлялись все фотоэталоны в случайном порядке. Второй вариант сочетания «время – шум» представлял собой более дробное зашумление экрана (16 мс – 80 % «шума», 34 мс – 80 % «шума», 34 мс – 70 % «шума», 34 мс – 60 % «шума», 49 мс – 60 % «шума», 49 мс – 55 % «шума», 66 мс – 50 % «шума», 66 мс – 40 % «шума»), которое было реализовано на выборке математиков. Дальнейший анализ результатов показал, что увеличение дробности зашумления стимулов не повлияло на измеряемые показатели.

Страница 46