Размер шрифта
-
+

Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм - стр. 9

из пяти геометрических форм – треугольника, прямоугольника, круга, квадрата и ломаной линии в виде зигзага. Интерпретация выбора проводится в рамках графологической традиции (Bellinger, 1989). Интересно, что, предлагая обзор различных интерпретаций популярных тестов, Джоанна Торрей (Тоггеу, 1989), автор статьи о машинальных рисунках в американском журнале «Омни», ошибочно называет автором теста выбора единственной геометрической формы Энн Махони, графолога из Сан-Франциско. Ошибочные ссылки и приписывание авторства другим психологам, к сожалению, существуют и в российской психологии. Так, в обзорных отечественных работах по использованию графических методик, основанных на упомянутой выше статье Торрей, автором популярной методики выбора геометрической формы вместо Сюзан Диллинджер также называется Энн Махони. Следует заметить, что, хотя созданная Диллинджер на графологических принципах интерпретация выбора одной геометрической формы представляется весьма интересной, в ее книге дается лишь феноменологическое описание теста без систематического обоснования его интерпретации. К сожалению, в работе Сюзан Диллинджер также отсутствует концептуальное и экспериментальное исследование выбора одной их геометрических форм в сопоставлении с личностными особенностями, диагносцируемыми с помощью других методов.

Оригинальность тестового задания методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм™» (ТиГр)

В основе оригинального тестового задания и разработанных интерпретационных схем психографического теста лежат следующие отличительные принципы:

Во-первых, в качестве базового элемента теста ТиГр используется фигура человека, создаваемая в процессе выполнения конструктивного рисунка.

Во-вторых, для создания графического изображения используются три основные геометрические формы – треугольник, круг и квадрат.

В-третьих, интерпретация психологической проекции внутреннего мира личности, проявляющегося в конструктивном рисунке, базируется на системе трех взаимосвязанных методов:

(а) семантического анализа непроизвольного предпочтения треугольников, кругов и квадратов,

(б) экспериментального анализа количественного соотношения используемых в рисунке трех геометрических форм, а также

(в) содержательного анализа особенностей самого изображения человека.

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития

Первые исследователи графического самовыражения ребенка обратили внимание на тот факт, что с возрастом происходит не только усложнение структуры изображаемой фигуры человека, но также усиливаются коммуникативные функции как графического образа в целом, так и его элементов

Страница 9