Размер шрифта
-
+

Пруссия. Королевство Гогенцоллернов - стр. 2

На мой взгляд, актуальность нашего нынешнего исследования заключается в том, что без понимания истории Пруссии невозможно понять историю Германии. Без понимания германской истории, в свою очередь, невозможно понять мировую историю. Основываясь на фактах и данных из авторитетных источников, ваш покорный слуга делает гипотезы и высказывает идеи, которые приглашают всех желающих к исторической полемике, содействующей изучению истории Пруссии и Германии.


Наследие тевтонских рыцарей и Великого курфюрста. Рождение Прусского королевства

По выражению великого Вольтера, Пруссия – это «армия, у которой есть государство». Действительно, милитаристские традиции здесь укоренились еще во времена покорения тевтонскими рыцарями земель пруссов. Новая нация рождалась в условиях бесконечных войн, что прямо отразилось на ее менталитете. Немецкие колонисты, прибывавшие в Пруссию со всех уголков империи, раздираемой внутренними войнами, не могли здесь выжить без забвения личных интересов ради общего блага, без отваги и склонности к авантюризму. Вера пруссаков была глубокой, фундаментальной и, в то же время, воинственной – в этом можно убедиться, посмотрев на возводимые рыцарями замки и соборы.


Тевтонский орден

Предшественником Прусского королевства был Тевтонский орден, учрежденный еще во времена крестовых походов на Ближний Восток. Орден формально подчинялся как папе Римскому, так и императору, его ряды пополняли исключительно немцы. Изначально венгерский король предоставил рыцарям земли в Трансильвании, где те построили ряд замков. Однако из-за неприязни венгерских дворян крестоносцам пришлось уйти в Восточную Пруссию, где те с благословения Рима начали постепенное завоевание прусских язычников.

Поражение при Грюнвальде едва не погубило Тевтонский орден, но рыцари выстояли, хоть никогда больше и не смогли вернуть былую мощь. В 1525 году Альбрехт Гогенцоллерн, магистр Тевтонского ордена сделал пусть и банальный, но правильный вывод – времена Средневековья давно прошли и орден теперь не занимается, как в прежние места, христианским миссионерством. Монахи, на словах клявшиеся отречься от мирской жизни, на деле и не думали с ней расставаться.

Учение Мартина Лютера ставило, мягко скажем, под сомнение авторитет светской власти римских пап: немецкий монах считал, что церковь должна заниматься своими непосредственными обязанностями и не лезть в политику – удел государей. Такие идеи были близки как всем скандинавским монархам и английскому королю Генри 8, так и самому Альбрехту. Тем более, что влияние католической церкви в Северной Европе на фоне усиления власти светских правителей и так слабело год от года.

Страница 2