Размер шрифта
-
+

Протоколы небес

1

Виштаспа (авест.), Виштасп (среднеиран.), – в иранских сказаниях царь легендарной династии Кейянидов.

2

Спитама – древнеарийский священнический род, неоднократно упоминается в Гатах (священных гимнах).

3

Вайша́кха – месяц индуистского календаря (21 апреля – 21 мая).

4

Шакья – царственный род в Индии железного века. В буддистских текстах Шакья упоминались как кшатрийский род. Шакья сформировали независимое царство в предгорьях Гималаев со столицей в городе Капилавасту, который находится на территории современного Непала.

5

Дхья́на – созерцание, особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания, приводящая к успокоению сознания, а затем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.

6

Т«ебеф – десятый месяц священного еврейского календаря и четвертый – гражданского. Соответствует примерно январю.

7

Курайш, курайши́ты – правящее племя древней Мекки. Получило название от родоначальника племени – Фихра ибн Малика по прозвищу Курайш.

8

Рамада́н – месяц обязательного для мусульман поста (саум) и один из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря.

9

Гора Джабаль ан-Нур (гора Света) расположена неподалеку от Мекки, в трех милях от Каабы. С горы открывается прекрасный вид на Мекку и Каабу.

10

Лири Тимоти. Семь языков Бога.

11

Быт.1:1.

12

Буквально «Хроника Люя». Плод коллективного творчества свыше трех тысяч ученых под патронажем первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н. э.), произведение в трех частях, в котором изложены «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности» («Ши цзи», гл. 85).

13

Люй-ши чунь цю, III, 13:1.

14

Ригведа, 1,36:2.

15

Ригведа, 1.,141: 1.

16

Быт.1:3—5.

17

Кодзики, 1:3.

18

Ригведа, III, 55:3.

19

К. 21:30.

20

К. 6:14; 12:101; 14:10; 35:1; 39:46; 42:11.

21

Такое разъяснение дал Элмалылы Хамди Языр (1877—1942) в своем толковании Корана в те времена, когда теория Большого взрыва еще подвергалась остракизму в научных кругах и не была известна вне этих кругов.

22

Кодзики, 1:2.

23

Брихадараньяка упанишада, 1,4:11—16.

24

К. 51:47.

25

Расширение Вселенной в этом аяте передано словами «ва инна лемусиун», которые, по мнению знатоков арабского, являются именным предложением. В арабском языке именные предложения выражают непрерывность и постоянство. Следовательно, предложение «ва инна лемусиун» можно понимать как «непрерывно и постоянно расширяем», что соответствует современным научным представлениям о состоянии Вселенной.

26

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 392.

27

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 551.

28

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20.– С. 360, 361.

29

Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.

30

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – С. 65.

31

Мелье Ж. Завещание, LXXXII.

32

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18. – С. 277, 278.

33

Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.

34

Нем. Kosmologische Betrachtungen zur allgemeinen Relativitätstheorie.

35

Термин «реликтовое излучение» ввел в оборот советский астрофизик И. С. Шкловский.

36

Шатапатха – брахмана, Х, 5,3,1.

37

Ригведа, X, 129.

38

Ириней Лионский. Против Ересей. Кн. I.

39

Пополь Вух, I, 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 278- 280.

40

Быт.1:3—9.

41

К. 36:82.

42

Иоан.1:1—3.

43

Манавадхармашастра, 1:5-9-10.

44

Книга Чжуан-цзы.

45

Вишну-пурана, 19:74—76.

46

Дао, 35.

47

Дао, 21.

48

Поймандр, 5,7—8,10—11.

49

Быт., 1:3.

50

«Во всем сомневаюсь» (лат.)

51

От др. греч.: έξι μέρος – шесть частей.

52

2-е послание Петра, 3:8.

53

Кураев А. Православие и эволюция.

54

К. 32: 4.

55

Дао, 22.

56

Дао, 29.

57

Buffon, 1753. Р. 390.

58

Кураев А. Православие и эволюция.

59

Дао, 34.

60

Отец Александр был убит по наводке службы наружного наблюдения милиции 9 сентября 1990 года в подмосковном поселке Новая деревня у станции «Семхоз».

61

Быт. 7: 7—8.

62

Таксиль Л. Забавная Библия, 1.

63

Быт. 1:6, 7, 8, 14, 15, 17, 20.

64

Айтарея-араньяка, II, 4 1.

65

Брейшит 1:1—20. «Тора с русским переводом». Редактор П. Гиль, под общей редакцией проф. Г. Брановера. Издательство «Shamir», Москва, 5765 (2005).

66

Иов.28:25,26.

67

Средневековых физиков, которые подъем воды объясняли «страхом пустоты» высмеял Франсуа Рабле (1494—1553) в своем романе «Гаргантюа» (1535).

68

Эванджелиста Торричелли (итал. Evangelista Torricelli), 1608 – 1647.

69

Ис. 55:10.

70

Еккл. 1:7.

71

К. 78.14—16.

72

К. 14.37.

73

Быт.1:9,10.

74

Быт.1:11,12.

75

Быт.1:2.

76

Быт.1:12.

77

Бада Джеффри Л. Происхождение Жизни на Земле, 1995.

78

Дентон М. «Эволюция: Теория в кризисе», Бетесда, Мериленд: Adler and Adler Publishers, 1986.

79

Carl McDaniel, 2004. «The human cost of ideology as science», Conservation Biology 18, 869—871.

80

Ноам Лаав, «Биогенезис: теория происхождения жизни» Oxford University Press, 1999, стр. 138—139.

81

«Хойл об эволюции», Nature, том 294, №.5837, 12 ноября 1981, стр. 148.

82

К. 23:12.

83

Пропорции с возрастом меняются. Например, тело младенца состоит из воды на 80%.

84

Сегодня эта мысль кажется сама собой разумеющейся, однако долгое время в науке существовало стойкое убеждение, что живые существа состоят из особой, «живой», материи, которую ученые назвали органической (т.е. «организменной», – той, из которой состоят живые организмы), противопоставив ее неорганической, то есть «мертвой» материи. Различие между «живой» и «мертвой» материей обосновывали тем, что молекулы «органических» веществ имеют гораздо более сложное строение, чем «неорганических». Но когда были исследованы элементы, из которых состоят молекулы, оказалось, что и органические и неорганические молекулы состоят из одних и тех же элементов.

85

К. 32:5—8.

86

Быт.2:7.

87

К. 30.18.

88

А. Дж. Кернс-Смит. Первые организмы. Scientific American. Издание на русском языке (http://www.evolbiol.ru/glina.htm).

89

Быт.1:11,12.

90

Быт.1:12.

91

Быт.1:12.

92

Е. Ярославский. Библия для верующих и неверующих.

93

Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина.

94

Рапопорт Я. Л. На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года

95

Быт.1:12.

96

Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.

97

Быт.2:6.

98

Быт.1:9—19.

99

Быт. 20—22.

100

Слово «тиктаалик» (tic-TAH-lick) в переводе с иннуитского (эскимосского) означает «большая мелководная рыба».

101

Назван в честь Юры, горной системы на территории Швейцарии и Франции, по геологическим слоям которой был впервые описан средний период Мезозоя, начавшийся 199 млн лет назад и длившийся 54 млн лет.

102

Быт.1:21.

103

Быт. 1:25.

104

Появление человека (от др.-греч. ἄνθρωπος – человек; γονή – рождение).

105

Американский институт исследований общественного мнения.

Страница notes