Против идеологии. Почему утопии рушатся - стр. 3
содрогаются перед
Коммунистической Революцией.
Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей.
Приобретут же они весь мир.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
«Манифест Коммунистической партии»
Сильнейший аргумент в пользу социализма – это то, что он красиво звучит.
Сильнейший аргумент против социализма – это то, что он не работает.
Но те, кто кормится словами,
всегда будут любить социализм,
потому что звучит он действительно красиво.
Томас Соуэлл
Communism doesn’t work
because people like to own stuff.
Фрэнк Заппа
Платон и его Politeia
Широкое и размашистое описание теорий коммунистического толка принято начинать с греческого философа Платона (428/427—348/347 до н. э.), с которым связывают первую крупную концепцию общественного переустройства. Его принято считать величайшим философом в мировой истории; один мыслитель как-то сказал: «Вся европейская философия на самом деле – это комментарий к Платону». Несмотря на статус величайшего, практически все написанное им можно подвергнуть серьезной критике. Платон отметился во многих областях – у него своя онтология (теория бытия), эпистемология (теория познания), этика (теория нравственности), эстетика (концепция художественного творчества) и еще много чего другого. И в то же самое время он считается основателем западной политической философии. Труд Politeia (латинизированный вариант греческого названия Πολιτεία), который у нас известен как «Государство» – это одна из главнейших его работ. Она написана в форме сократического диалога, в котором учитель Платона Сократ вместе с другими персонажами пытается докопаться до истины. Платон – первый из видных мыслителей, задумавшихся об устройстве идеального полиса (греческого города-государства). В основе этого полиса, по мысли великого философа, должны лежать высшие ценности Истины и Блага.
Платон рассуждает так. Человеческое общество возникает из-за того, что люди вынуждены объединяться друг с другом ради собственного выживания, и каждый из них имеет три потребности. Первая – в еде, одежде и жилье (материальные потребности). Вторая – в защите и безопасности. Третья – в грамотном управлении. Поэтому идеальное государство, по Платону, должно состоять из трех этажей иерархии. На нижнем – продуктивные работники (крестьяне, ремесленники, торговцы, моряки и прочие), обеспечивающие материальные нужды. Это самая широкая категория населения. На среднем уровне находятся воины (называемые «стражами» или «исполнителями»), охраняющие и защищающие полис. А на вершину этой иерархии он невозбранно поставил самого себя – во главе города должны находиться мудрецы-философы, уникальная способность которых – осознавать и понимать высшую идею Блага. Иерархия является жесткой, и перехода между стратами быть не может. Для того чтобы люди приняли статичность этой структуры и неизбежность собственной судьбы, Платон предлагает внушить им миф о сотворении душ из металлов. Души правителей якобы сделаны из золота, души воинов – серебра, а души крестьян – бронзовые (в некоторых переводах – из железа и латуни). Редкость и ценность душ соответствуют распространенности этих благородных металлов.