Просто статистика - стр. 12
Шлецер в первую очередь известен как историк. Он изменил отношение к истории, сделал ее изучение более близким к реальности – по его мнению, следовало изучать жизнь государства, культуру и религию, к этому он добавил статистику, политику и географию. История в представления Шлецера перестала быть скучными монастырскими хрониками. До него единственной идеей, связывающей историю, была богословская, да еще и факты сильно искажались из «патриотических» соображений. Идея всемирной истории и идея исторической критики принадлежат именно Шлецеру. Он предложил одинаково изучать все народы мира, не отдавая предпочтения никому – ни грекам, ни римлянам, ни египтянам, ни персам, ни кому-либо еще.
Ряд современных ученых считают его идею исторической критики наиболее выдающейся для того времени. Тогда к классическим авторам относились с благоговением, и никто не ставил под сомнение факты, упоминаемые в их трудах. А задача историка, по мнению Шлецера, – это восстановление фактов. Нужно разбирать труды древних авторов (историков и не историков) и интересоваться не только самим произведением, дошедшим до современного историка, но и источниками, которыми пользовался древний автор. И оценка источников гораздо важнее оценки произведения. В зависимости от этого источника (надежный, серьезный – или ненадежный, несерьезный) следует или признавать упоминаемые факты, или отвергать их.
Здесь и начали появляться элементы статистики. Шлецер выделял историков трех типов, и первого (историка-собирателя) мы бы сейчас назвали статистиком. По его мнению, историк-собиратель должен собирать материалы, систематизировать и ранжировать их – то есть расположить в системе, удобной для исследования. На смену историку-собирателю (статистику) приходит историк-исследователь, который подвергает критике собранные материалы, то есть проверяет их. Его задача – оценить достоверность упомянутых фактов. И последним на сцену выходит историк-повествователь. На основании собранного и критически проверенного материала он последовательно излагает исторические факты в цельной системе. Получается единое, цельное повествование о каком-то периоде.
С таким подходом к делу Шлецер занялся русской историей и пришел в ужас. Ему принадлежит фраза: «Первый закон истории – не говорить ничего ложного. Лучше не знать, чем быть обманутым». В России он очень серьезно критиковал искажение истории из «патриотических» соображений. Он вел научную полемику с М. В. Ломоносовым, в частности по вопросу патриотичности. Ломоносов считал, что Россия была культурной страной уже на заре истории. Шлецер придерживался другой точки зрения. Шлецер предложил критически обработать летописи, но этот проект осуществлен не был.