Прости нас, грешных. Слово перед исповедью - стр. 39
Преподобный Сергий вечерами ходил по кельям. По монашескому правилу в определенное время полагалось читать молитвы, книги, пребывать в молчании. И проходя мимо келий, он слышал: если кто из иноков болтает, сидя там с кем-нибудь, он просто постучит им в дверь и идет дальше – он напоминал им, что не время празднословить. Мы не иноки, но для нас празднословие тоже страшно опасно и вредно. Пустой болтовни в нашей жизни так много, что, кажется, зачем только язык нам дан!
Господи, прости нас, грешных.
Бывали случаи, когда в монастыре преподобного не хватало хлеба, не хватало самых необходимых вещей. И многие монахи роптали, проявляли недовольство, но преподобный говорил, что всегда Господь нас выручит. Значит, у него была надежда. И она всегда оправдывалась. А у нас часто нет надежды, и мы впадаем в уныние. Отчаиваемся! Ропщем!
Вот посмотрите, прошло уже столько веков, почти 600 лет! А он для нас как живой, так же молится за людей своих. Вот это была действительно сила духа – до сих пор он жив. Не просто жив у Бога, но и у нас жив. Так и нас Господь призывает к этой силе: соберите силу духа! А как можно это сделать? Добром, молитвой, трудом. Он всегда трудился, трудился своими руками! Ему всегда была чужда леность.
Господи, прости нас, грешных, за нашу праздность, распущенность, расхлябанность.
Он, как отец, заботился о своих братьях, о монахах! Он переживал за каждое их нестроение, за каждую трудность. Почему? Потому что прежде всего это была его семья. И монастырь был его семьей. Но у каждого из нас или была семья, или она есть, или есть просто близкие люди, но мы о них мало потрудились и позаботились.
Господи, прости нас, грешных, за вину перед нашими мужьями, братьями, сыновьями, родными, близкими – их грехи в какой-то степени и наши грехи.
Я знаю, как многие из вас приходят ко мне, и мы вместе скорбим о том, что «он» либо пьет, либо ведет распущенный образ жизни – в общем, ломает свою жизнь и жизнь своих близких. Конечно, это его грех, грех вашего мужа, сына, брата. Горько все это знать. И мы каемся сегодня за них, поскольку они не пришли сегодня сюда. И еще каемся в том, что есть и наша вина в их грехе: чего-то мы недосмотрели, чего-то не сделали, где-то не постарались, что-то упустили! Потому что, когда люди живут вместе, все очень тесно переплетается…
Так, глядя на жизнь преподобного и сравнивая ее со своей грешной немощной жизнью, мы видим, как сильно мы отстали! А ведь он тоже был такой же, как и мы, немощный, с болезнями, с всевозможными человеческими слабостями, но силой Божией он многое преодолел.