Прости нас, грешных. Слово перед исповедью - стр. 33
Если мы не идем этим путем, то мы останавливаемся и кружим на одном месте. Тащим камень наверх, как в сказании про Сизифа, а он скатывается вниз, мы опять его тащим наверх, и он снова скатывается вниз; и так всю жизнь можно этот камень катать туда-сюда… Корень должен быть извлечен! Корень нашего существа, которым является самость, эгоизм. Если вместо этого корня мы сажаем другое дерево, Божие дерево, Христово дерево, если мы внимаем Его слову: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя»[31], – вот тогда мы найдем себя по-настоящему. Тогда каждый обретет ту самую свою личность, которую потерял во всей этой суете, борьбе, прениях, даже в борьбе с грехами. Потому что действовать будет уже сам Господь, а не мы.
Вот почему апостол говорит нам, что мы спасаемся только верой. Потому что вера нас подставляет под исцеляющие лучи благодати. Все остальное – ничтожно! Все остальное – бесполезно! Можно всю жизнь пытаться и ничего не сделать. Но если будет в нас вера, то все совершится в нашей жизни. Тогда мы скажем:
Господи, вот что значит познать Тебя, что значит иметь блаженство и счастье здесь на земле и там на Небе – всюду, ибо нет места, где не был бы с нами Господь.
9 марта 1986
Молитесь об очищении сердец ваших
День Святого Духа
Сегодня вы приходите причащаться Святых Тайн в особенный день, когда мы молимся Духу Божию. Мы каждый день Его вспоминаем, когда произносим слова молитвы: «Царю Небесный Утешителю, Душе Истины…» Что они означают? Первое, что мы говорим: «Царю Небесный». Значит, Он – Царь наш, то есть Тот, Кто господствует. Только у нас на самом деле господствует совсем иное: наша собственная гордыня, наше «я», наша самость и себялюбие – вот что является у нас царем, а вовсе не Он, Царь истины. Мы Его называем «Сокровище благих и жизни подателю». «Сокровище» – самое дорогое и самое драгоценное, что у нас есть. Между тем, у нас порой самое дорогое и драгоценное – это ничтожные, мелкие, преходящие вещи, – они более всего нам дороги, и они-то и определяют наши поступки, наши мысли и слова. На самом деле нами руководит не это светлое указание Духа Божия, а наше честолюбие, наше желание властвовать, желание утвердиться.
«Жизни подателю» – значит, Господь дал нам жизнь, Дух Божий дает нам жизнь и сегодня, но мы не просто двигаемся, мыслим, живем. Есть еще другая жизнь, жизнь Божия, и она может быть здесь и теперь. Но у нас ее нет, мы все погружены в муравьиную возню мелочей. Мы большую часть своего времени не живем, а существуем, тянем день за днем, и все проходит куда-то бесследно, бездарно, бесполезно.