Размер шрифта
-
+

Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице - стр. 39


Бюст П. П. Авенариуса. Ск. Г. Змитрович


Сестрорецкому курорту исполнилось 100 лет в 2000 году. И здесь интересно вернуться на 100 лет назад и посмотреть: что из тогдашних «наработок» в санаторно-курортном деле можно применить сейчас.

Построить, к примеру, как раньше, стеклянную галерею, закрытую со стороны моря и открытую в парк, которая служила бы для прогулок в ненастную погоду. Но вот, что, уж точно, следовало бы восстановить, так это статую Петра I в одежде саардамского плотника, стоявшую когда-то «против середины набережной, среди газонов и цветочных клумб».

<…>

«…не скоро еще оценят и полюбят курорт, как он того вполне заслуживает, но когда, наконец, сознание значения… этого курорта проникнет в массы населения… – он, несомненно, станет любимым летним местопребыванием интеллигентного петербуржца». Что ж, первый строитель Сестрорецкого курорта Владимир Николаевич Пясецкий верно предугадал будущее своего детища.

Итак, мы совершили две прогулки по Сестрорецкому курорту и давайте попрощаемся с ним опять-таки стихами Михаила Кузмина:

Уж ночь свой полог опустила,
Как заново, кончая акт,
Как будто жизненная сила
Порвала времени контракт.
И закрутились вдруг осколки,
Как сломанный калейдоскоп,
Кусок курзала, вечер, елки,
К веслу склоненный низкий лоб,
И быстро ткет воспоминанье
Рассказ без связи и названья.

Мы записали тогда целых две передачи о Сестрорецком курорте. Добавлю только, что на лестничной площадке здания администрации курорта (бывшая водолечебница) в 2001 году установлен бюст П. П. Авенариуса (ск. Г. Змитрович).

Московский район

«…Золотоглавый Новодевичий монастырь»

Передача записывалась в конце 1990-х, теперь многое изменилось. Но пусть текст останется таким, каким озвучили его мы с Виктором Михайловичем. В сущности, это тоже памятник…

Прежде всего, давайте представим себе не унылые серые корпуса неизвестного происхождения, тянущиеся вдоль шумного Московского проспекта, а Воскресенский Новодевичий монастырь – каким он был когда-то. Загородный монастырь – среди полей и перелесков, с высокой колокольней, похожей на колокольню Ивана Великого в Москве. Центральный храм Воскресения увенчан пятью золотыми куполами, справа и слева возвышаются шатровые навершия домовых церквей – Ватопедской Божией Матери и Трех Святителей. Центральный храм соединен переходами с длинными коридорами, в которые выходят двери келий. В монастыре – более 400 монахинь, работают мастерские – золотошвейная, рукодельная, башмачная и приют для девочек. Есть и школа церковной живописи, и образцово устроенная больница, не говоря уже о большом монастырском хозяйстве: ферма, птичий двор, огороды, сад, пчельник. За монастырем – «престижное», как сказали бы сейчас, Новодевичье кладбище. Что ни надгробие, то имя, известное в российской истории. Артисты, литераторы, ученые, представители старинных дворянских родов… За порядком на кладбище следят монахини. Богатый столичный монастырь, игуменья которого может в любой момент получить аудиенцию у императора. Так повелось со времен первой игуменьи – Феофании, в миру – Александры Сергеевны Готовцевой, урожденной Щулепниковой.

Страница 39