Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 42
Отсутствие догматических традиций литургического уклада в лютерантской церкви обуславливает качественно иное отношение к Священному Писанию. Оно воспринимается христианами как «голос Бога», обращённый к каждому внимающему. Богослужебная традиция этой конфессии «снизводит» Бога до уровня человека. Конфессиональная специфика социально-педагогической деятельности в лютеранской общине проявляется в адаптации текстов Священного Писания не только для доходчивого понимания каждым членом общины, но также и для объяснения текущих событий с позиций «Божественного Откровения».
Вышеизложенные положения дают основания сделать вывод о том, что специфика профессиональной деятельности социального педагога в религиозной общине зависит от теологического учения данной конфессии. Духовный руководитель общины – священнослужитель – является основным наставником в прояснении богословских положений и лицом, ответственным за перспективу развития и жизнедеятельности общины. Поэтому профессиональная деятельность социального педагога в религиозной общине, помимо общеквалификационных требований, должна соответствовать требованиям, предъявляемым руководством общины, в свою очередь подчиняющемся церковноначалию.
Сопоставление выявленных нами особенностей деятельности социальных педагогов в христианских общинах как в России, так и в Германии, позволяет сформулировать общие характеристики христианской приходской педагогики. Приходская педагогика включает в себя процессы религиозного воспитания и религиозной социализации, осуществляемые в рамках деятельности священнослужителей и педагогов в общине или на приходе.
Религиозное воспитание определяется А.В. Мудриком через феномен сакрализации, то есть наделения явлений окружающей действительности священным содержанием. Характеристика религиозного воспитания на примере православного воспитания приведена в п. 1. 1. настоящего исследования.
Религиозная социализация современными российскими исследователями определяется как процесс «приобщения индивида к определённой религиозной идеологии» [500] или «усвоения индивидом религиозных ценностей и норм» [471]. В.Г. Безрогов отмечает, что «с православной точки зрения религиозная социализация – это воцерковление, становление членом прихода, общины, вписанной в этноконфессиональные рамки. Об этом говорится практически во всех документах РПЦ и в пособиях по православной педагогике» [38, c. 116].
Социальные педагоги Германии, как было установлено А.О. Сергеевым, предлагают концепцию религиозной социализации как формирование социальной компетентности человека посредством религиозных предписаний и норм поведения.