Размер шрифта
-
+

Проекты мебели для вашего дома - стр. 24

Использование таких приемов придает вещи единство впечатления. Если же основа несовершенна, то единство приемов является

главным средством для уменьшения этих недостатков.

Впечатлению цельности способствует также так называемая тектоника, представляющая собой такую характеристику структуры предмета, которая определяет соответствие задуманных форм и деталей и их соединений между собой свойствам применяемого материала – дерева, действительной конструктивной работе материала под нагрузками, испытываемыми предметом в эксплуатации. Изделие, в котором такое соответствие имеется во всех видимых глазом частях, является тектоничным. Тектоника связана с внешним обликом предмета и детали, работу которой оценивают по размерам, форме и направлению волокон. Этим она отличается от конструкции, которая может быть и скрытой. Хотя тектоника – понятие, не относящееся непосредственно к композиции, влияние ее на качество композиционного решения предмета мебели очень велико.


Рис. 10. Приемы выражения тектоники: а – нетектоничная оклейка (в рост); б – тектоничная оклейка боковой кромки; в – нетектоничное соединение царги с ножкой; г, д – тектоничные соединения царги с ножкой


Например, долевая оклейка торцов или поперечных кромок щитов шпоном порождает сомнение в естественности детали и тем самым снижает качество предмета, хотя технические и эксплуатационные свойства его при этом не намного хуже.

Выразительность предмета повышается выделением в нем главной детали, которая легко становится заметной на общем фоне окружающих или примыкающих к ней частей (рис. ниже). Этот главный элемент или часть предмета условно называется центром композиции. Так, развитый карниз двустворчатого шкафа является композиционным центром этого предмета.


а)


б)


в)


г)

Рис. 11. Размещение главного композиционного элемента в предметах мебели: а – подшкафник; б – карниз; в – спинка; г – ножки и царги


Подчиненные детали сложной композиционно развитой формы также могут иметь свои центры, но по силе выразительности они должны быть менее значительными, чем общий центр. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой.

Для определения формы и места размещения композиционного центра анализируют структуру предмета, в которой выбирают крупную и развитую часть, поставленную в наиболее выгодные условия по отношению к зрителю.

Эта главная часть предмета всегда содержит внутри себя некоторую линию или точку, относительно которой возникает разновесие боковых частей или верха и низа. Для плоскостных предметов с осевой симметрией эта точка центра тяжести композиции обычно находится посредине обозреваемой взглядом плоскости. Для предметов пространственных она может находиться и внутри их структуры.

Страница 24