Проекты мебели для вашего дома - стр. 20
На практике при выборе цвета следует обращать внимание на освещенность комнаты естественным светом и компенсировать недостаток освещения применением тонов, имитирующих солнечный свет: желтовато-розовых, оранжевых, оранжево-желтых и желтых. Вместе с тем при выборе интенсивности цвета необходимо соблюдать меру, так как при недостаточном солнечном освещении теплые тона могут усиливать впечатление тесноты. Для помещений, хорошо освещенных солнцем, можно рекомендовать холодные цвета: голубоватo-серый, пурпуровато-cиний, светло-серый.
Заметную роль в помещении играет также цвет пола, особенно при замене древесины синтетическими материалами. Более приемлемыми, физиологически оптимальными являются цвета: зеленые, желто-зеленые, cветло-серые. Наименее подходит голубовато-серый цвет, который производит впечатление скользкости.
Использование яркого цвета создает трудности для общего сочетания его в интерьере.
Восприятие цветовых композиций связано с воздействием цвета и света на психику человека и со спецификой зрительного аппарата. Цветовое решение интерьера должно учитывать закономерности цветового контраста, т. е. меру различия цветов по их цветовому тону, насыщенности и яркости, при одновременном или последовательном сопоставлении цветных полей, обусловленном психофизиологическими особенностями зрения.
Цветовые контрасты могут быть большими, средними и малыми, но использование цветового контраста вовсе не означает, что для создания современного интерьера допустимо использование резких, бросающихся в глаза, шокирующих цветов. Задача состоит в том, чтобы создать интересные яркие композиции, применяя насыщенные по тону контрастные цвета. Отметим, что такое решение интерьера достаточно быстро утомляет и требует периодической цветовой трансформации.
Продолжительное существование цветовых решений в интерьере может быть обеспечено за счет создания наиболее благоприятных цветовых сочетаний – гармоний. Цветовые гармонии способствуют эстетическому удовлетворению человека благодаря определенному сочетанию цветов. Сочетание двух или более цветов с большим или средним контрастом носит название контрастных гармоний. К ним относятся, в частности, гармонии дополнительных цветов (желтый – синий, фиолетовый – желто-зеленый и др.). При сочетании двух или более цветов одного цветового тона, отличающихся насыщенностью или яркостью, или цветов с небольшим контрастом по цветовому тону, независимо от степени их насыщенности и яркости, получают нюансные гармонии.
В основе построения цветовых гармоний лежит определение основного доминирующего цвета и обеспечение цветового равновесия. Доминирующая роль цветового тона выявляется, как правило, наибольшей площадью при наименьшей его интенсивности. Однако этот эффект может быть достигнут и за счет яркости, насыщенности по сравнению с другими цветами, места расположения в поле зрения наблюдателя. Например, ярко-красный цвет даже в небольшом количестве подавляет другие цвета, в то время как ярко-синий, занимая значительную площадь, не воспринимается навязчиво.