Проекты мебели для вашего дома - стр. 13
а)
б)
Рис. 4. Изменение массы формы: а – с учетом степени заполнения формы; б – с учетом величины сопоставляемого с формой пространства
К физическим свойствам изделия относится и такое понятие, как фактура, которая определяется характером поверхностного строения формы. В изделиях мебели восприятие фактуры зависит от количества и величины поверхностных элементов формы, расстояния от поверхности до наблюдателя, глубины рельефа и определяется характером отделки и видом применяемых материалов. Предельными состояниями будут гладкая поверхность, когда элементы фактуры в связи с их малыми размерами и большим количеством не различаются глазом, и фактурная поверхность, когда элементы фактуры воспринимаются как самостоятельные членения формы.
Глава 3.
Цвет в мебели и в интерьере
Основные понятия цветоведения
Окружающий мир человек воспринимает с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, которые имеют важное значение в его жизнедеятельности. Более 80% информации человек получает благодаря зрительным ощущениям, возникающим в мозгу в результате попадания света на сетчатку глаза.
В процессе деятельности у человека наблюдается также тесная взаимосвязь анализаторов друг с другом, благодаря чему создается впечатление, будто цвет воспринимается не только зрением, но с участием слуха, осязания, обоняния и вкуса. Именно это свойство определяет возникновение различных ассоциаций, связанных с цветом. У человека в процессе восприятия внешней среды возникает обогащенное чувство цвета, придающее цвету эмоциональный влияние.
Цвет давно привлекает внимание ученых, художников, музыкантов, писателей. И надо признать, что труды М. Ломоносова, Леонардо да Винчи, И. Ньютона, Г, Гельмгольца и др., творческая деятельность выдающихся художников XVIII-XIX в.в. У. Тернера, Э. Делакруа и др. внесли значительный вклад в развитие науки о цвете. Тем не менее, и сегодня остаются проблемы, связанные с восприятием, измерением, систематизацией и применением цвета, решение которых призвано помочь нам лучше понять роль цвета и более эффективно его использовать.
Цвет можно оценивать исходя из критериев повседневной жизни и строго научно. В первом случае мы рассматриваем цвет как свойство предмета, например, мы говорим: снег белый, огурец зеленый, помидор красный и т.д. Цвет этих предметов не меняется для нас, в какое бы время суток и при каком бы освещении мы их ни созерцали. Такое восприятие цвета не всегда эффективно, оно не годится в искусстве и дизайне, так как вступает в действие явление одновременного цветового контраста, которое заключается в различном восприятии одного и того же цветового пятна на фоне, разном по цвету, но одной и той же светлоты.